Вот и проходит зима с ее непредвиденными перепадами температур, но то интересно, и блокнот мой пополняется новыми записями о встречах с природой.
Оборванный след
Даже в солнечное утро мрачен припойменный ольховый лес. И хотя прошедший накануне снегопад подбелил стволы и ветви, но и ему оказалось не под силу сколь-нибудь приукрасить унылость пейзажа.
Неуютно себя чувствуешь среди гнетущего однообразия серой ольхи, да и не слышно здесь привычного для другого леса треньканья синицы или дробного перестука дятла, разве что начнут каркать отрывисто в поднебесье стаи ворон, навевая и без того невеселые мысли. Лишь протянувшаяся от ближней кочки строчка мышиного следа подсказала: не одинок я в морозном безмолвии.
Зашагал вдоль автографов серенькой странницы, только недолгим был путь: отпечатки малюсеньких лапок исчезли. Вилась цепочка следов, вилась, и… нет ее. Вроде пустяк, внимания можно не обращать, но за пропавшим следом — лесная трагедия. То сова постаралась — на лету оборвала тоненькую ниточку мышиной жизни…
Дятел-выручатель
Наконец-то наступила и зимняя погода с морозами. С перволедьем ноябрьским расправились декабрьские оттепели. Но… природа берет свое, и в блокноте моем появились новые зарисовки о том, что увидел в последнее время…
Коль работа не срочная, а выполнить ее так или иначе нужно, тешу себя обычным обещанием: дескать, сделаю на неделе. Зачастую отведенный себе срок затягивается на… месяцы. Случилось так и на сей раз. Хотя дело, если честно сказать, было плевое — засохший сук у растущей у дома березы отпилить. Поселившиеся в древесине вредители средь лета обескровили ветвь, пожухла-облетела листва, и выкинувшее на улицу мертвую руку дерево служило укором.
Но… подоспевшая, спорая холодами осень, а следом и зима подправили картинку. Голыми стали все ветви. И вроде исправлять нечего.
Не знаю, насколько бы затянулась операция по отсечению сука, но в лице большого пестрого дятла появился неожиданный помощник.
Тук-тук, тук-тук… снует птица по стволу, личинки древоточцев выискивает, только опилки мелкой пылью облачком вьются. И ни со «свистом» несущиеся по улице машины, ни осипший от долгого подлаивания голос живущей под деревом в будке собаки не отвлекали дятла от трапезы.
Обдолбил он по спирали ветвь, выбрал доступных личинок, но, видно, самые крупные в основании погибшего сука прятались. Здесь-то уж птица поусерднее поработала… Ночной ветер довершил начатое — обломилась ветвь наземь. Мне лишь осталось подровнять пилой и продезинфицировать древесную рану.
Грачиная смекалка
В предрассветной морозной мгле за окошком затренькали знакомые голосочки. Большие синицы, лазоревки, московки, настывшие за ночь, суетились у кормушки в ожидании угощения.
Не поленился: вышел в щемящую стынь, сыпанул тыквенных и подсолнечных семечек, нанизал на яблоневый прут кусочек свежего сала…
Нет у синиц во время трапезы толкотни, что у воробьев. Спокойные, выверенные движения. Подлетит птица к кормушке, ухватит семечку иль сала отщипнет и… в сторону. Присядет на ветку, прижмет лапкой поживу и давай долбить лакомство. Справится — за новой порцией летит. Так непрерывным потоком и снуют птицы, коль скоро не закончится подношение.
По-иному вышло на сей раз. Не успел за собой притворить дверь, как на все голоса зацвиркала синичья компания. Возбужденные птицы заметались средь ветвей ближних плодовых деревьев, боясь приблизиться к пище.
Не меня же они испугались, раньше чуть ли не из рук угощение брали. Посмотрел из окна на нанизанное на ветку сало и все понял. По соседству с ним расселся проныра-грач, распугавший сторожких разновидовых синичек.
Куда проще прогнать незваного гостя, но решил я понаблюдать за дальнейшим действом, укрывшись за тюлевой занавеской. Как ни старался грач, только никак не мог подобраться к заветному кусочку. Опрокидывал тоненький прутик настырную птицу. Грач и с сугроба подпрыгивал, и на лету пытался сбить — недоступным оставалось желаемое…
Все, казалось бы, выдохлась птица, в стороне на заборе присела, дав возможность попировать и синицам. Ан, нет. Не из таковских оказался мой знакомец. Передохнув минут пять, а может, «обмозговав» ситуацию, вновь он ринулся за добычей.
На сей раз грач избрал иную тактику. Сел на соседнюю толстую ветку и клювом подтянул к себе упрямый прутик. Но как взять лакомство, клюв-то занят? Пернатый и здесь нашел выход. Сизокрылый хитрец перехватил ветку лапой, подтянул поближе и… лихо сдернул сало освободившимся клювом! Сметливостью птицы оставалось лишь восхищаться.
Контрасты урбанизации
В предрассветной полутьме вышел на порог дома, и озноб тело полураздетое объял. Глянул на термометр уличный, а столбик аж к двадцати минусов по Цельсию скатился! А ведь накануне вечером была хоть и невеликая, но плюсовая температура.
Ехать на рыбалку или нет, возник вопрос в голове, да и резкая перемена погоды не сулила великих уловов. Но и как не ехать, коль снасти все зимние в рыбацкий ящик упакованы, да и мотылем — основной зимней наживкой — успел запастись?! Легкий перекус, и… в путь к вожделенному и досель уловистому пруду.
Правы были синоптики, выдавшие накануне прогноз: гололедица на дорогах, туман и плохая видимость как итог похолодания. В свете фар искрятся дерева окружающих трассу лесонасаждений от выпавшего на их ветвях инея. Туман по началу пути был, а вскоре и снежная воздушная изморось объявилась, но с первыми лучами пробуждающегося светила те дорожные помехи исчезли.
Заискрился в солнечных лучах окружающий шоссе, покрытый инеем древостой в новых световых гаммах — спектры радуги проявились на опушенных ветвях. И вдруг… взгляду моему предстали те же дерева, но покрытые черно-шапочными нашлепками.
Не стоило отвлекаться на эту картину, управляя быстрым автомобилем на скользкой дороге. Решил остановиться на обочине и внимательно рассмотреть увиденное. То, что предстало взору, просто шокировало: стаи ворон сидели на верхушечных ветвях берез, создавая иллюзию их черных шапок!
Прогремел мимо меня, обдав выхлопом солярки, могучий мусоровоз, и… все птицы поднялись в воздух. И было их не сотни, а многие тысячи, и затмили они крылами своими всходившее светило на несколько мгновений, полетев вслед за грузовым утилизатором к находившейся поблизости городской свалке.
Такие вот контрасты урбанизации довелось мне повидать по дороге на рыбную ловлю…
Юрий Демин, г. Воронеж
Свежие комментарии