Фотография на охоте и рыбалке

фотография на охоте и рыбалке

В любом искусстве крайне мало Мастеров. Именно так — с большой буквы. И фотографическое дело — не исключение. Профессионалов хватает, и это очень хорошо, ведь они и выполняют основные задачи — снимают свадьбы и карнавалы, прелестные мордашки детей и гламурных красоток в их нескромных одеяниях и вычурных позах, артистов и политиков.

Без корреспондентов, фиксирующих значимые события на цифровые камеры, не обходится сегодня ни одно солидное средство массовой информации. Да и в повседневной жизни с момента возникновения новых технологий и упрощения процесса работы со снимками фотография вышла на очередной головокружительный виток и вновь стала играть огромную роль.

Но вот среди людей, непосредственно связанных с охотой и рыбной ловлей, как раз и встречаются истинные Мастера. Профессионалы, которые, кроме всего прочего, еще занимаются и самым непростым направлением в этом искусстве, ее «высшем пилотаже» — фотографировании диких животных в среде их естественного обитания.

Думаю, нет особого смысла, тем более в специализированном издании, объяснять всю сложность такого дела. Любой охотник и так знает, как трудно подобраться к дикому зверю на расстояние, гораздо меньшее, чем достаточно для ружейного залпа.

Сколько навыков и терпения требуется, чтобы порой сделать всего один фотографический «выстрел»… Какие знания биологии и повадок диких животных необходимо иметь при этом! Не случайно стоимость самых лучших и редких снимков такого направления может быть сопоставима с ценой автомобиля среднего класса…

Но… не будем завидовать. Мастера… они на то и Мастера, чтобы достойно зарабатывать. А вот немного поучиться у них всем, кто хочет со своих охот и рыбалок привозить не только трофеи, но и прекрасные, радующие душу и являющиеся предметом гордости автора «остановившиеся мгновения» своих успехов, нисколько бы не помешало.

Особенно это важно в том случае, когда автор снимков имеет горячее желание продемонстрировать их не только в дружеском кругу, но и перед широкой аудиторией, разместить в Интернете или опубликовать в тематическом печатном издании.

Техническая сторона дела

Ничего особо сложного в фотографировании нет. Некоторые любители и так практически ни в чем не уступают профессионалам, которые, как правило, и выходят из среды самых увлеченных энтузиастов.

Данная статья и предназначена охотникам и рыболовам, желающим поделиться своими фотографическими «выстрелами» с другими людьми, в том числе и читателями нашего издания. Я не собираясь учить искусству делать снимки, да это и невозможно в рамках небольшого материала. Просто немного расскажу об основных требованиях и условиях публикации фотографий в СМИ. Попутно дам несколько советов и по творческо-техническому процессу.

И… хочется верить, что кому-то это поможет со временем стать настоящим Мастером и автором прекрасных снимков.

1. Для начала надо признать, что, по моему мнению, даже самый «навороченный» смартфон все равно уступает обычному фотоаппарату. У мобильников — совсем иные функции и предназначение.

При этом рыболовам и охотникам совсем не обязательно приобретать дорогостоящую профессиональную камеру. Для начала вполне подойдет обычная бюджетная «мыльница» с разрешением не менее 300 пикселей на дюйм. Фотографии с таким минимальным качеством принимаются большинством печатных изданий для публикации на своих страницах.

2. В выбранном вами цифровом аппарате должна быть функция принудительного включения вспышки. Необходимость дополнительно осветить объект часто требуется и в дневное время, особенно при ярком солнце, отбрасывающем тени.

3. Для того чтобы качественно сфотографировать самого себя, не стоит вытягивать руку вперед и устраивать «селфи» (хорошего снимка все равно не получится). Для этой цели лучше приобрести специальный гибкий мини-штатив — места он занимает мало и стоит «копейки». Ножки его можно изогнуть по желанию, закрепив на любом твердом предмете, вплоть до воткнутой в землю или снег палки, или просто поставив на ровной поверхности. А резьбовое крепление для присоединения штатива есть на всех современных фотоаппаратах.

Несколько пожеланий к процессу съемки

1) Обязательно делайте пробный снимок, чтобы убедиться, что с композицией все в порядке, а изображение резкое. В эпоху пленочных фотоаппаратов каждый лишний кадр стоил определенных вложений. Сейчас, в цифровую эру, такой проблемы нет. Количество кадров ограничивается только вместительностью карты памяти, которую всегда можно почистить, удалив из нее все ненужное.

2) Если вы фотографируете самих себя, всегда обращайте пристальное внимание на регулировку резкости. Автофокус аппарата срабатывает во время нажатия спусковой кнопки, то есть в тот момент, когда вас еще нет в кадре. Поэтому резкость будет наведена на другой объект на заднем плане. Ну а вы, оказавшись перед объективом, неизбежно получите нечеткий снимок собственного лица.

Самый простой способ избежать такой ситуации — воткнуть в землю (на том месте, куда планируете встать) любую палку сопоставимой с вами высоты. Именно на этот предмет и нужно будет навести резкость. Выбираете на фотоаппарате настройку, чтобы он делал снимок с задержкой в 30 секунд после нажатия кнопки спуска. Этого времени вполне достаточно, чтобы добежать до выбранного места, выбросить палку из кадра, принять элегантную позу и… лучезарно улыбнуться.

3) Маленький секрет профессионалов: если снимаете других людей, то возьмите за правило брать фокус по глазам фотографируемого персонажа, находящегося на переднем плане. Например, вы наводите объектив на человека, держащего в руках пойманную крупную рыбу или добытого зверя. В этом случае в фокусе должны быть глаза трофея.

Если фотографируете группу людей, то нацеливаться нужно на очи человека, который ближе всех стоит к объективу. Это же правило относится к ситуации, когда кто-то из знакомых хочет запечатлеть вас.

4) Никогда не упускайте возможность сделать несколько кадров одного и того же события. Потом, посмотрев увеличенные изображения на большом мониторе своего компьютера, вы выберете лучший снимок, который будет иметь все шансы стать предметом вашей гордости. А остальные кадры, не слишком удачные, безжалостно бракуйте и удаляйте. Не замусоривайте ими ни карту памяти своего фотоаппарата, ни папки компьютера, ни Интернет.

5) Всегда снимайте в режиме максимального качества. Во-первых, ваши фотографии на охоте и рыбалке получатся намного ярче и интереснее. Во-вторых, кадры нисколько не пострадают, когда вы впоследствии, возможно, решите их напечатать, вставить в рамочку и повесить на стену. В-третьих, снимки с высоким разрешением легче опубликовать в СМИ (если у вас появится такое желание).

О композиции

Ни для кого не секрет, что одни фотографии притягивают и останавливают взгляд, в то время, как большинство других оставляют зрителя равнодушным. Одна из главных причин этого — владение искусством композиции. В рамках небольшой статьи сложно подробно рассказать обо всем, но на основных принципах все же стоит заострить внимание.

В хорошей художественной фотографии всегда присутствуют смысловой (сюжетный) центр, гармоничная сбалансированность изображения, динамика и визуальная естественность. Именно из-за таких качеств снимок и кажется «живым», ярким и «говорящим».

Добиться искусной композиции совсем нелегко, даже при отличном знании теории и большой практике это не всегда получается. Единственный совет — продолжать пробовать и… безжалостно удалять неудачные кадры. Особое внимание стоит обращать на задний план и наличие перспективы.

Есть несколько ошибок, которые чаще всего допускают любители фотографировать на природе. Во-первых, заваливание горизонта. Во-вторых, наличие посторонних элементов в кадре. В-третьих, обрезанные части людей или объектов (если это не является замыслом автора снимка). В-четвертых, нарушение пропорций тела человека. В-пятых, пустая или, наоборот, слишком перегруженная композиция.

Конечно, на все это можно и не обращать внимания, но… потом не стоит обижаться, если ваши фотографии будут перелистывать со скучающим видом, удалять со страничек интернет-групп и вежливо отказывать в публикации на страницах газет и журналов.

Также не стоит пытаться улучшать посредственные снимки с помощью разнообразных программ вроде Photoshopа. Если исходный материал никуда не годится, то все ваши усилия не дадут нужного результата. То же относится к качеству изображения — размеру и разрешению. Ряд параметров можно немного искусственно подкорректировать, но на кардинальные улучшения лучше не рассчитывать.

Какие снимки точно не заинтересуют серьезные печатные и интернет-издания

В первую очередь, это «остановившиеся мгновения» ваших застолий и посиделок. Даже если они происходили по очень весомому поводу, в прекрасной компании и на фоне сногсшибательной природы. Даже если «поляна» была крайне богата и красочна, а ее «обитатели» — веселы и доброжелательны. Редактор, проглотив слюну и… сильно обидевшись, что… его не пригласили, точно отправит ваш снимок в корзину.

Туда же последуют и почти все снимки, на которых герои демонстрируют свое обнаженное тело. Если, конечно, это не супермодели, звезды шоу-бизнеса и другие известные деятели на страницах развлекательных изданий.

Вряд ли редактору покажутся интересными фотографии с… деревьями и прочими предметами, «растущими» из головы запечатленных людей, с валяющейся стеклотарой и другим мусором, живописно разбросанным у ног героя.

Скорее всего, не заинтересуют сотрудников издательств снимки с трофеями, но не с места события, а уже дома, в ванной комнате или на кухне тоже. Почему-то многие именно в таком виде решают зафиксировать итоги своего удачного дня. При этом особым шиком считается сняться на фоне наваленной в ванну кучи мертвых рыб.

Фотография единственного, но только что выловленного трофея, на боках которого еще поблескивают капельки воды, плавники топорщатся, а рот раскрыт в угрожающем «крике», в сочетании со счастливым видом человека, виновника данного события, намного больше заинтересует редактора.

Здесь надо помнить, что… радость на лице удильщика на подобном снимке ОБЯЗАТЕЛЬНА! Например, кадр отдельно взятой руки, держащей пойманную рыбу, будет сильно проигрывать фотографии, на которой наряду с трофеем присутствует еще и торжествующий виновник события.

Также всегда надо помнить и о своем внешнем виде. Эстетику фотографии никто не отменял. Всегда приятнее разглядывать портреты красивых, опрятных и улыбающихся людей.

Я уже несколько раз отмечал, что в небольшой по размеру статье достаточно трудно перечислить все тонкости и нюансы в данной сфере, рассмотреть всю специфику фотографии на охоте и рыбалке.

Если кого-то это дело по-настоящему заинтересует, он всегда сможет дополнительно ознакомиться с многочисленной тематической литературой, пообщаться с более знающими и успешными коллегами и товарищами по увлечению, а может быть, даже придумать свои, именные, «фишки»…

Андрей Кузьмин, Красноярский край

источник