Путешествие на озеро Колодовец

Разглядев на карте Борского района озерцо Колодовец, в которое впадает речка Ватома, решил найти побольше информации об этих местах и махнуть туда на рыбалку. Данных о рыбалке зимой на этом озере было очень мало – и это только добавило интереса к месту.
48-колодовец1.jpg
Собрав компанию единомышленников, отправились к заветному Колодовцу. Первая попытка пробиться на внедорожниках к озеру со стороны поселка Затон им. Калинина не увенчалась успехом. Машины тонули в непромерзшем грунте поймы даже на спущенных колесах. Много приходилось работать с лебедкой и удлинителями троса. В итоге решено было оставить попытку заезда к озеру с этой стороны и проехать в другой раз со стороны правого берега реки Ватома. Тем более на спутниковых снимках там просматривались грунтовые дороги.
Но к «следующему разу» я уже приобрел «мотособаку», поэтому решил поехать именно на ней. И вот настал долгожданный день отправки в рыболовное приключение. По разным причинам желающие составить компанию отклеились в самый последний момент, и я стартовал в компании со своим верным напарником и лучшим другом – Воем.
48-колодовец2.jpg
Вой – это западносибирская лайка, незаменимый помощник на охоте и просто мой постоянный спутник, готовый отправиться со мной в дорогу в любое время дня и ночи без лишних уговоров и неотложных дел.
Выехать у меня получилось только в субботу во второй половине дня, а не рано утром, как планировал. В общем, все традиционно «по феншую», решил ехать в ночь, взяв минимум вещей. Свой маршрут хотел начать от поселка Октябрьский в Борском районе. Ехать от Нижнего Новгорода недалеко, поэтому я быстро добрался до точки отправки, но никак не мог найти место, откуда мне стартовать, где выгрузиться, оставить машину... В итоге по полупроезжей дорожке я заехал в лес и, выбравшись к какому-то пансионату, стоящему на отшибе и огороженному забором, решил остановиться.
48-колодовец5.jpg
Выгрузка и снаряжение мотобуксировщика отлажены, и много времени на подготовку к походу мне не потребовалось. Пока суть да дело, легли сумерки. Несмотря на это, мы с Воем, коротко посовещавшись, решили отправиться к Колодовцу сейчас, не дожидаясь рассвета. Включил навигатор, другой навигатор повесил Вою на шею, запустил мотор «мотопса» и с прицепленными двумя санями с вещами (бензопила, бур и рыбацкий ящик, пенка, спальник, палатка в гермомешке) мы тронулись в путь.
Хорошо, что у мотособаки есть фара, это очень выручает, хоть и светит она ярко, только когда мотор работает на приличных оборотах.
48-колодовец4.jpg
Старая просека, по которой я поехал, изобиловала колеями и мерзлыми надолбами. Снегу мало, приходилось постоянно лавировать между ямами и колеями. Через 500 метров я понял, что в дороге будет жарко, и снял свитер, оставшись в одном термобелье. Вой с радостью обнюхивал заячьи и лисьи следы, кого-то выслеживал и носился по лесу в радиусе 200–300 метров от меня (у него ведь тоже был навигатор), пока я воевал с бездорожьем.
Выехав на пойменный участок и полузаросшее поле, я «дал коксу» и помчал вперед. Но мою прыть быстро усмирили мерзлые кротовые кочки, на которых мотособака на полном ходу подпрыгивала, отрываясь от земли всеми «лапами» и плюхалась обратно, выстреливая шлейф сырого снега и ускоряясь дальше. Стало ясно, что в таком темпе путешествие для «мотопса» станет настоящим испытанием на выносливость.
48-колодовец7.jpg
Непросто давались преодоления оврагов и болотистых мест, где стояла талая вода. Иногда гусянка работала полностью под водой. Фонтанируя и гребя всеми лапами, «мотопсина» едва выползала. Я уже был до нитки сырой: снаружи от брызг «собаки», изнутри – от пота, так как управление было весьма спортивным. Нагрузки – будто в тренажерном зале. И все потому, что не было практически ни одного ровного участка, где можно было бы ехать сидя. Везде приходилось откренивать и выводить машину, чтобы она не опрокинулась или не впендюрилась в мерзлую кочку. Были мысли выехать на Волгу и ехать по льду до устья Ватомы. Но темнота и вероятность попадания в промоину остановили меня.
48-колодовец6.jpg
В одном месте прямо из-под буксировщика вспорхнула стая задремавших тетеревов, а чуть позже я заметил, как в зарослях шиповника Вой рассекретил лису и помчал за ней в темноту. Встречалось много заячьих следов…
Наконец-то мы достигли берега озера. Въехали в дубово-липовую рощицу и, найдя место для ночлега, заглушили мотор.
Время было 10 вечера. Тишина, как в сказке. Хотелось очень жаркого костра, обсушиться, поесть, погреться, пропустить рюмочку, посмотреть на огонь, послушать тишину и ничего больше на сегодня не делать.
Быстро расчехлив бензопилу и найдя сухостой, принялся заготавливать дрова… и вдруг меня охватила паническая мысль: разжигать-то костер нечем! Нет ни спичек, ни огнива, которое всегда брал с собой и которое сегодня оказалось забытым в машине...
Поначалу я расстроился тому обстоятельству, что придется провести ночь в сырой одежде. Но тут меня осенило: ведь я с мотособакой, а на ней – бензиновый мотор и свеча зажигания!
В кармане оказалась перчатка из ХБ; смочив ее бензином, надел ее на палку, достал запасную свечу, накинул с мотора высоковольтный провод, воткнул свечку в перчатку и, прижав к двигателю, дернул ручной стартер. Через три-четыре рывка перчатка вспыхнула, и я побежал с пылающим факелом к костровищу.
Эх, как приятно было наконец-то раздеться и сесть к жаркому костру, порезать сальца, луковку, ржаной хлебушек, накапать рюмочку огненной воды... Утомленный и накормленный Вой прилег рядышком. На моем навигаторе зафиксировалось пройденное расстояние – 24 км, на навигаторе собаки – 29 км.
48-колодовец3.jpg
После перекуса, высохнув у жаркого костра, захотелось вытянуться, забравшись в теплый спальничек. Но так лениво было разбирать палатку… Тело ныло от усталости и требовало отдыха. Поэтому я поступил быстро и просто. Расстелил напротив костра тент с саней, поставил сани в качестве экранов тепла вокруг, раскинул коврик, расстелил спальник и, накрывшись сверху частью тента, быстро согрелся и уснул. Рядом, свернувшись клубочком, спал Вой.
Утром на рассвете – снова костерок и чаек с бутербродами, и бегом на рыбалку. Сначала мы решили прокатиться по всему озеру, осмотреться и наловить живца. Выкатив на лед, стали колесить вдоль береговой линии, в интересных местах я бурился и пробовал ловить. Но не было ни одной поклевки. Что только не перепробовал и где только не дырявил лед! Находил и бровки, и свалы, но все было тщетно.
Выскочил в место, где Ватома впадает в Колодовец. Речка сильно петляет, лед сел, и на нем много воды, есть полыньи и трещины – ездить можно только по берегу. На берегу лежит лед: ездить скользко, зато быстро.
По диагонали от берега до берега реки сделал ряд лунок. Русло реки имеет глубину до трех метров, присутствует течение. Половив во всех лунках, так и не увидел поклевок. Потом разбурил мелководный разлив и кусты, торчащие во льду, глубина метр-полтора – и также ни поклевочки. А как хотелось выставить здесь жерлички!
48-колодовец8.jpg
Стал двигаться к месту выхода из Колодовца Ватомы – дальше она текла к Волге. Пересек самую широкую часть озера, доехал до участка, где Колодовец заканчивается и снова начинается Ватома. В месте вытека увидел старые следы снегоходов и по ним решил выскочить на Волгу. В этом районе снега на льду почти не было, лед был гладкий, и я здорово разогнался. На самом выходе внезапно увидел, что снегоходные следы перемежаются темными пятнами открытой воды. Полыньи!!!
Чуть сбросив газ, я понял, что не остановлюсь на глянце льда, меня потащит по инерции – и я влечу в первую же полынью и нырну вместе с мотособакой под лед. Адреналин шарахнул в кровь, я вдавил гашетку до упора и резко ускорился. Перелетая через черные дыры во льду, на скорости я проскочил гиблое место и вылетел на лед Волги из устья. Здесь я резко сбросил газ, и меня сразу подхватило и начало крутить по глади льда – я чуть не вылетел из саней. Вот так драйв! Видимо, снегоходы были здесь в мороз, да и скорость у них гораздо выше. Осмотрелся. Берега высокие, «мотособаке» не подняться на них, обратно придется также рискнуть проскочить. Ну, раз не провалился, значит, и обратно проскочу.
Сделав петлю по Волге, чтобы набрать скорость, я включил фотоаппарат в режим видео и погнал обратно. Снова адреналин в крови, и я проскакиваю по трескающимся закраинам обратно в Колодовец. Уф-ф… Мотособака не провалилась под лед благодаря малому весу и большой площади опоры гусеницы.
Решаю в месте, где начинается расширение, сделать еще пару лунок у берега. Притопленные и подмытые течением кусты и резкий высокий берег означают, что здесь проходит русло. Глубина 1,5 метра. Легкий тек. Выбираю вольфрамовую безмотылку с шариком. Леска 0,12 мм. Едва опустив приманку и начав игру, вижу поклевку и тут же выхватываю хорошую сорожку. Затем еще одна, чуть позже – язик. Потом тихо. Перехожу к лунке возле самого берега. Глубина здесь метр и тоже немного потягивает течение. Опускаю мормышку, определяю дно, едва поднимаю – чувствую в руку не поклевку, а рывок! С волнением заправляю в лунку хорошего окуня. Тут и началось... Едва мормышка успевала уйти в лунку, как следовала поклевка – и очередной толстый полосатик напрягал леску до предела!
48-колодовец91.jpg
48-колодовец9.jpg
Душа поет и ликует. Около получаса продолжался сумасшедший клев отличного окуня, а потом чик – и выключили. Ни одной поклевки, как не ухищрялся. Ну, хорошего помаленьку, решил я, и на этой яркой позитивной ноте мы с Войчуней решили возвращаться в свой лагерь и держать путь домой.
Так отблагодарил меня за все потраченные усилия Колодовец. Хочу вернуться на это замечательное озеро нынешней зимой и, запасшись живцом, попробовать половить на жерлицы – наверняка там щуки немало. Озеро проточное, много коряжников, есть глубины до 5 метров, хороший интересный рельеф... Да и само озеро с дубравами по берегам настолько живописно, что оставляет о себе самое приятное впечатление.