На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Чучунаа

Помню, как в детстве отец рассказывал про загадочное существо - чучунаа.

Отец, в 1927 году, когда ему было 16 лет, по окончании советско-партийной школы,  был направлен в Булунский округ, на берег Ледовитого океана, организовывать первую школу. Приехав в местность Хара Уулаах, отец, заядлый охотник и рыбак, сразу сдружился с местными охотниками.  И они сразу предостерегли его ходить в горы одному:

- По горам и берегу реки один не ходи! Особенно будь осторожен в горах!

- Почему нельзя?

- Там живет страшный человек - чучунаа. Совсем волосатый, дикий однако. Очень большой, сильный как медведь. Не умеет  говорить,  только пронзительно свистит. Очень трудно его заметить, хорошо прячется. бегает шибко быстро - оленя догоняет . Вот слушай, однажды осенью я был на охоте в местности Таас Тумусах. Вдруг услышал рядом оглушительный и пронзительный свист. И увидел надвигающегося на меня дикого человека в оленьей шкуре с копьем. От неожиданности я бросился бежать. В те времена я бегал хорошо. Побежав немного, оглянулся, не отстал ли он от меня. В тот же момент еле увернулся от удара копья. В ответ же ударил ножом. Я понял, что задел его. Дикарь пошатнулся и рванулся назад. Только тогда я заметил, как он быстро бежит. Невозможно было брать его на прицел, так быстро он бежал. Через некоторое время он скрылся за каменным утесом. Постояв, взяв винтовку наготове, пошел за ним. Свист чучуны не заставил долго ждать. Сверху полетели стрелы от лука. Спрятавшись за камнями, приметил наверху его лицо и выстрелил. Дикарь пропал. Подумав, что их могло быть двое, обошел это место и подкрался сзади. И увидел вот что; за камнями лежал смертельно раненый в голову дикарь. Лицо у него длинное, спина короткая, руки и ноги длинные, волосы длинные, белые. Одет был в оленью шкуру. Видимо, с дикого оленя целиком сдирал шкуру, как мы сдираем шкуру с песца. И эту шкуру натянул на себя. На поясе у него было типа ремня, болталась какая-то трубка, наверное, свисток. Рядом валялись кости. Ел мясо в сыром виде. Я долго не мог смотреть на него. Стало не по себе от вида извивающегося в предсмертной судороге дикаря, и я поспешил уходить.

         Отец, как истинный атеист и комсомолец, не поверил в это. И напрасно - находясь на охоте он не раз слышал оглушительный свист. Временами чувствовал на себе чей то сверлящий взгляд.

         В 1977 году мой дядя, Иван Иванович Барашков,  косвенно подтвердил рассказ моего отца:  "Всякие предания и рассказы о чучунаа я слышал с детства. В те годы говорили, что его встречали пастухи-оленеводы на Верхоянском хребте и на нижней Лене. Очень много об этом слышал в сороковом и сорок шестом годах, когда работал в Ленской историко-археологической экспедиции Института истории материальной культуры Академии наук СССР.

Тогда записал рассказ Винокурова Ивана, председателя Арыкского поссовета Булунского района, эвенка по национальности. Его отец еще в царское время в устье реки Оленек по возвращении с охоты в сумерках встретился с чучунаа - человеком-гигантом, одетым в оленью шкуру. Чучунаа громко свистнул, отец выстрелил, и тот упал лицом вниз. Когда отец раздел его, тело чучунаа оказалось густо-волосатым. Он надевал оленью шкуру очень плотно на себя. Такое бывает, когда делают чучело. Голова у чучунаа продолговатая. Нижняя челюсть выдается вперед".

         В этом году, находясь  в Верхоянских  горах у оленеводов, я снова услышал про диких людей.  По рассказам оленеводов выходило, что до войны в Верхоянских горах бродил дикий человек - чучунаа. Ростом был больше двух метров, одевался в оленьи шкуры и питался сырым мясом. Жил чучунаа высоко в горах, в пещерах. Зимой он обычно спал, а летом на рассвете или поздно вечером его часто встречали оленеводы и охотники.  Завидев человека, чучунаа, как правило, убегал, но иногда свистел, после чего вступал в бой.

Бывало, чучунаа подходил к жилищу человека. И если в этот момент там не оказывалось мужчин, он мог ворваться и силой увести с собой женщину или ребенка. Женщину он делал своей женой, а ребенка находили спустя два-три года, одичавшего, потерявшего речь и рассудок... Последних чучунаа видели в 50-х годах, в настоящее время их оленеводы не видели. Но редко на снегу видели странные следы. 

         Так существовали ли на самом деле эти загадочные существа и что они представляют собой?   Как то поздно вечером жаркий спор на эту тему разгорелся не на шутку. Бригадир Спиридон утверждал,  что в  чучунаа  превращались  чукчи, которых по тем или иным причинам изгнали из племени. Я раззадориваю Спиридона: Чучунаа  у чукчей зовется тэрыкы - оборотень, обросший волосами. Причем это вовсе не мифическое существо, а реально существовавшие в давние времена люди. У Юрия Рытхэу есть такой рассказ.

Суровые условия жизни в приполярных районах порождали и суровые обычаи, поверья, а главное, правила этой жизни. Человека, оказавшегося в воде в море, чукчи-охотники не имели права поднимать в лодку, ибо, по поверью, пострадавшего призывают к себе духи моря. Не имели права охотники подбирать унесенного на льдине собрата. По поверью, унесенный в море человек превращался в оборотня, который начинал мстить людям за то, что сам когда-то был человеком. Такие оборотни – тэрыкы – бродят вокруг стойбища, подкарауливают одиноких путников и убивают. Могут украсть женщин.

         Молодой оленевод Троша с пеной у рта доказывает - это потомки выживших неандертальцев. С ним не соглашается Семен. По его мнению, чучунаа представляет собой род  первобытных людей , который каким то образом дожил до наших дней. Об этом свидетельствуют те факты, что чучунаа не пользуется огнем. Вдруг за тонкими брезентовыми стенами палатки слышится чей то топот. Чумработница Мария пугливо жмется к спине мужа: Говорят, чучунаа по ночам подкрадывается к палатке в надежде украсть женщину...

         На мгновение  все замираем, поневоле вслушиваемся...  и услышав звон ботала, взрываемся истошным хохотом.

Источник

Картина дня

наверх