Многие рыболовы до сих пор имеют весьма туманное представление о «тирольской палочке» и относятся к ней как к некой иноземной экзотике. Почему она никак не приживается в нашей рыбалке? Да потому, что основная информация о «тирольке» сводится лишь к использованию ее в качестве грузила, с помощью которого можно заглублять приманку - твистер, воблер, поппер и т. д. - и проводить ее в придонном горизонте. Другой роли, кроме как в качестве этого придатка, никто и не предполагает, потому и остается она невостребованной.
Как показывает мой опыт, «тиролька» может быть по существу универсальной и вполне пригодной еще и для иных способов ловли, причем правильнее было бы сказать не «еще», а «более».
Где ее купить? Лично я некоторое время пользовался своими запасами, приобретенными в Европе, а когда они подошли к концу (часть раздарил знакомым), начал рыскать по магазинам. А там подобного нет и в помине. Те аляпистые самоделки, которые предлагают некоторые кустари через интернет-магазины, душу совсем не грели, хотелось бы иметь в арсенале нормальное изделие...
Но тут выручила фирма Ай Ви Эй - представитель известного немецкого производителя D.A.M. Оказалось, она поставляет «тирольки» на российский рынок. Правда, немецкие изделия несколько отличаются от других моих прежних «палочек» конструктивно. В верхней части имеется сужающийся (что-бы легче проскакивать через препятствия) пластиковый колпачок защитного зеленого цвета с небольшим отверстием для пропуска лески, а не плоская вершинка и большое проволочное кольцо, как у других «тиролек», что не всегда соответствует требованиям. Но пластиковый колпачок довольно практичен и, что важно, применим для скользящей оснастки со стопором (для чего это нужно, я расскажу ниже).
Но сначала поговорим о применении этой волшебной, как утверждают некоторые авторы, палочки для спиннинга. Настолько ли она хороша, как об этом говорят?
Совсем недавно, в апреле нынешнего года, в волжской дельте мы с известным рыболовом Сергеем Боровиковым провели несколько убедительных, на мой взгляд, экспериментов по ловле самой разной рыбы с использованием «тирольской палочки».
Начали с окуня, так как его в дельте тьма (и это еще слабая характеристика). Для чистоты наших опытов решили сделать следующее: я использовал вкупе с «тирольками» весом 25 и 35 г (ловили на участках с сильным течением) и другие приманки, Сергей в это время занимался традиционным блеснением. Кто кого перерыбачит?
Обнаружив стоянку крупной рыбы, мой напарник применял вращающиеся блесны, джиг-головку с виброхвостом, я же «классически» (как описывается в рыболовной литературе) ставил на метровом поводке позади «палочки» различные по размерам и конструктивным особенностям плавающие воблеры фирмы RAPALA и небольшие твистеры на офсетном крючке и время от времени чередовал испытуемых. Поводок мой был сделан из достаточно жесткой, крепкой монофильной лески диаметром 0,25-0,3 мм (так как окунь ловился очень крупный, иногда более килограмма, и какой-либо серьезной роли в этом случае толщина лески не играла). Проводку делал и ступенчатую, и просто в разном темпе волочил приманку у дна - в общем, искушал «полосатых» как мог.
Рыбалка в целом была веселой и захватывающей, но вот ее итог обескуражил. Окунь брал суперактивно в первую очередь у Боровикова, а не у меня. Что ни заброс на его вращающуюся блесну или джиг-приманку, то приличный экземпляр. У меня же, стоявшего бок о бок с героем, клевало значительно реже, как ни парадоксально. В результате на каждых 5-6 полосатых, выловленных оппонентом, приходился всего один добытый мною. Скромно. Весьма.
То, что и мои приманки вызывали у окуня интерес, было очевидно. Вода в протоке прозрачная, и я постоянно наблюдал, как вдогонку за вытаскиваемым воблером или твистером к поверхности устремлялся десяток окуней сопровождения, но ни один из них даже не пытался атаковать искусственную рыбку, а держался поодаль. Хищник вел себя по отношению к ней настороженно и тут же шарахался прочь, стоило только шевельнуть рядом громоздкой «тирольской палочкой», она его явно пугала. В этом я убедился, когда вместо нее поставил обыкновенную «оливку», слегка заглублявшую приманки, - рыбалка сразу стала продуктивнее.
Признаться честно, подобные «сюрпризы» были для меня не в новость, эти опыты я уже ставил раньше, даже применял «тирольку» меньшего веса, но во всех случаях она явно уступала блесне и джиг-приманкам. Это что касается ее производительности, то есть количества пойманных хвостов за единицу времени.
К тому же у этой оснастки есть еще один весьма ощутимый минус, о котором следует упомянуть. Тандем «тирольской палочки» и приманки практически невозможно проводить (в отличие от блесны), забрасывая вверх по течению и даже под прямым углом к нему. Струей воблер и прочие приманки вce равно заносит вперед грузила на основную «плетенку», парусящую под давлением воды. Часто случаются перехлесты, леска спутывается на тройниках в мертвые узлы. А дальнейшее переоснащение, согласитесь, - лишняя трата времени.
Короче, после двух часов испытаний мы оба сделали однозначный вывод, что «тиролька» в качестве подвески к другим спиннинговым приманкам не очень-то эффективна, и описываемые в некоторых публикациях возможности снасти, мягко говоря, преувеличены. Конечно, можно поизощряться с нею, поймать, причем много, но в сравнении с той же ловлей на блесну эта овчинка выделки не стоила.
Спрашивается: если я уже знал о подобном антиэффекте, то зачем раздарил знакомым свои драгоценные запасы и потом искал «тирольку» в продаже днем с огнем?
Ответом может служить следующий эксперимент, в результатах которого я был уверен заранее. Мы отправились ловить щук, а уж тут наша палочка-выручалочка оправдала свое предназначение на все сто. Только я использовал ее в несколько необычном для многих рыболовов амплуа - вместо грузил для ловли на живца. «Палочка» не позволяет рыбке ложиться на дно (как если бы ее прижало к нему любое другое грузило), и если живец даже ослабеет, все одно остается в приподнятом состоянии и будет колыхаться под действием течения. Вот в данной роли она, безусловно, первая скрипка в оркестре.
...Ближе к вечеру мы устроили очередное состязание. В ответ на мою «тирольскую палочку» Сергей применил, как он выразился, свою «астраханскую палочку» - на самом деле это не что иное, как обыкновенная поставуха.
К пустой пластмассовой бутылке на 1,5-метровом шнуре привязывается грузило, выше него устанавливается металлический поводок с тройником. Живцом служит красноперка. Бутылку бросают по течению. Сплавляясь, она примыкает в протоке к какому-либо подводному бугорку, застревает на нем грузилом, и остается только ждать, когда к живцу подплывет щука. Поклевку видно издали - пластиковый «поплавок» пускается в пляс по поверхности, и тут надо не зевать, плыть за ним на лодке в погоню. Не успеешь - зубастая, уколовшись о крючок, выплюнет красноперку или заведет снасть в такой густой тростник, куда потом и не протолкнешься. Короче, все время надо быть начеку и при ловле постоянно поглядывать в сторону «пузыря».
Я же ловил, встав на якорь, для «тиролек» использовал два спиннинговых удилища. На одном из них впритык к закрепленной «палочке» ниже поставил серьезный полуметровый стальной поводок, вторую оснастку с таким же поводком сделал скользящей, чтобы дать живцу большую свободу передвижения (насколько позволял рыбе втягивать леску мягкий кончик спиннинга).
Красноперку насаживал на тройник за спинку - в этом случае она, даже ослабев, могла шевелиться.
Подошедшая хищница видела ее профиль во всей красе. Если зацепить живца за верхнюю губу, то из-за борьбы с течением он от изнеможения потом просто безвольно повиснет, как мертвая рыбка, и, естественно, станет для щуки не столь привлекательным. Кстати, мы использовали в качестве живца только крупную красноперку, весом не менее 200-400 г. На раскатах нельзя мелочиться, цель-то - половить достойных хищников, а не «Щукиных сынов», которых в протоках перед нерестом собралось неимоверное количество.
И вот, как только Сергей бросил в воду свои бутылки, а я пока в своей лодке подготавливал снасти, одна из его «астраханских палочек» завозилась на поверхности и стала нырять. Егерь увидел позывной, и они с Боровиковым помчались на моторе снимать улов. «Выстрел» был холостым, щука помурыжила, да и стянула с тройника красноперку, не дождалась, понимаете ли, когда ее пригласят на уху.
Пока мой напарник насаживал нового живца, отвозил снасть на прежнее место, а потом возвращался на исходный рубеж для ловли спиннингом, я уже вытащил первую разбойницу на 2,5 кг. Оба своих удилища я забросил на 10 и 15 м от лодки, причем подчеркну характерную деталь: с грузилом - «тирольской палочкой» очень удобно управлять положением живца. Хочется вам положить его подальше от себя - нет проблем, приподнимаете выше - его относит напором воды вместе с ней, а вам остается лишь отпустить леску с катушки, на сколько пожелаете. Травы на дне «палочка» не боится, выскальзывает из нее, не зацепив ни горсти. В общем, все управляемо, живец в нужном месте, гоняться за снастью, как за бутылками, не надо. Рыбалка неспешная и интересная, сродни карповой.
Щука брала крупного живца жадно, я бы даже сказал - свирепо, как голодный волк. Сначала кончик спиннинга своим трепыханием свидетельствовал о начальной хватке хищницы - она вцеплялась в непомерную для себя красноперку и придавливала ее своими зубищами, потом, пытаясь заглотить живца, рывками перемещалась ближе к тростнику.
Чтобы не дать ей завести снасть в чащобу, я притормаживал ход рыбы, слегка мягко приподнимал ее к поверхности (глубина была не более 1,2-1,5 м) и выводил на чистое место для завершающей стадии ее трапезы. Видно было, как щука при этом держала живца поперек мертвой хваткой и, почувствовав несильное сопротивление, с остервенением трясла головой, будто желала урвать хотя бы кусок от ускользающей красноперки.
Иногда подобную процедуру приходилось повторять и второй, и третий раз, прежде чем вся габаритная красноперка исчезала в мощной пасти. Тут, разумеется, следовала подсечка, зубастая делала перед немкой-D.А.М’кой «хенде хох», но безоговорочно капитулировать отказывалась и в заключение устраивала коронные фортеля на хвосте.
Все это действо указывало на то, что хищница не боялась маячившего перед глазами прозрачного стержня с зеленым колпачком, иначе бы она выплюнула живца. «Тирольская палочка» давала ей возможность свободно передвигаться (лишь рыболов подправлял маршрут в нужную сторону), она была как бы одним целым с поводком и красноперкой, потому и брала столь уверенно.
Что тут говорить - мой улов с использованием «тирольки» за два часа: 11 хвостов, самая крупная из щук потянула на 5 кг с небольшим, остальные - «разносортица», но не менее 2,5 кг каждая.
Сергей с егерем тоже наловили, но при этом предприняли такой «слалом» на лодке по окрестностям за своими разбегающимися в разные стороны «астраханскими палочками», что, по-моему, вся маета того не стоила. А ведь он еще хотел половить спиннингом, да не пришлось - некогда. К чему бутылка, когда все можно было обставить проще?
И вот с этим доводом мой напарник полностью согласился. На следующий день на вечерней зорьке он ловил удилищем, оснащенным «тиролькой». Вода еще больше прогрелась, щука была, что называется, «на сносях» и на блесну не очень реагировала, но «тирольская палочка» выручила и на этот раз. За какой-то час он поймал несколько 2-4-килограммовых красавиц, точнее, красавцев, поскольку брали одни самцы - D.A.M’ы в тот день выбирали кавалеров.
Тут уж рыбалка Сергея захватила. Теперь он стал относиться к «тирольке» уважительнее и прекратил называть ее «всякой хренью».
- Уловистая штуковина, надо «палочек» прикупить! - подытожил он испытания.
И действительно, эта «штуковина» пригодится рыболову и на раскатах Волги, и на любой другой реке. Мне доводилось ловить с «тирольской палочкой» форель в мощных лососевых реках, применять ее в качестве исключительно удобного грузила на бортовой удочке при ловле судаков и бели на Волге.
Раньше в качестве огрузки мы с сыном обычно ставили крупные «оливки» или небольшие плоские грузила при скользящей оснастке. Применяя «тирольскую палочку», чаще использовали известный всем фиксированный способ крепления, пропустив леску через колечко «палочки» петлей (либо, если использовать модель от D.A.M., можно делать ее скользящей - выше крепить стопорную бусинку). Потом ставили все тот же поводок из монофила длиной примерно 1 м. При ловле подлещика насаживали на крючок 1-2 зерна сладкой баночной кукурузы, а если охотились на судака, то отделяли от тушки пойманной густерки или подлещика полоску спинки, но так, чтобы она была непременно с верхним плавником (так называемая «нарезка»).
Кусочек рыбы - приманки для клыкастого - я насаживал за самый край под крепкую кожицу на одинарный крючок, тогда «нарезка» держится хорошо, надежно. Этот нюанс надо учитывать - если проткнуть кусочек ближе к середине, то под напором течения он превращается в «пропеллер» и может сильно закручивать леску. Иногда, например, мягкая «плетенка» в качестве поводка способна свиться из-за этого в клубок вплоть до самой «тирольской палочки», что, конечно же, мешает рыбалке. Образовавшийся под водой моток пугает рыбу, да и распутывать получившееся безобразие - занятие кропотливое и нудное.
Применять на сильном течении монофильный поводок, поставленный сразу после «тирольской палочки», предпочтительнее, его диаметр должен быть не меньше 0,25 мм, и леску лучше, повторюсь, использовать пожестче.
Судака мы всегда ловили на сильном течении, на глубинах от 5 до 12 м.
Первое, что сразу понравилось, - забрасывать насадку с тяжелой «тирольской палочкой» можно было значительно дальше, чем если бы вместо нее было легкое скользящее грузило. Это преимущество серьезно сказывалось при ловле судака. Бывало, он подходил близко к лодке, если не шумели, но на дальней дистанции поклевок всегда было больше (соблюдать постоянную тишину в лодке практически не удается - то что-нибудь уронишь, то елозишь на сиденье), да и судак попадался крупнее.
Второе преимущество «тирольской палочки» по сравнению с оливкой стало очевидным при первых же поклевках бели: каждая малейшая потычка рыбы тут же заметно передавалась на кончик спиннингового удилища. Наверное, любой рыболов поймет, почему.
У «тирольской палочки» центр тяжести смещен в самый низ, к свинцовой головке, она, наподобие детской игрушки-неваляшки, стойко держится на месте до первого рывка рыбы. Верхняя, наполненная воздухом часть, свободно отклоняется в сторону потяжки либо при этом невесомая «палочка» легко соскакивает со дна и следует за рыбой, не оказывая ощутимого сопротивления. Бель не подозревает подвоха и успевает до подсечки глубоко заглотать насадку. В то же время весь процесс поклевки четко отслеживается через чуткий кончик спиннингового удилища, и рыболов успевает на нее оперативно среагировать.
Третье положительное качество: при применении «тирольской палочки» с длинным поводком на сильном течении насадка не ложится на дно, как это происходит при использовании другого грузила и короткого поводка, а остается, приподнятая потоком, примерно на высоте «палочки» и играет в придонном слое воды. Она заметна рыбе и привлекает ее внимание.
Четвертый плюс я выявил при ловле в коряжнике, чего и следовало ожидать, поскольку «тирольская палочка» изначально напрямую предназначалась для ловли в условиях сложных рельефов порожистых северных рек, устланных камнями, - она была призвана обходить препятствия на своем пути. На Волге снасть тоже почти без проблем выскальзывала из щелей меж затопленных деревьев, через нее по плетеной леске - приподнимая и дальше отпуская оснастку по течению - легко было «прочесть» структуру дна. Все определялось элементарно: «жесткий» удар при приземлении означал наличие коряги, мягкий толчок свидетельствовал о том, что она встала на песчаный грунт.
С применением «тирольской палочки» в качестве грузила рыба у нас всегда ловилась прекрасно. Бель, предназначенная для «нарезки», садилась на крючок надежно. Судак при дальнем забросе брал верно, и нередко за день мы ловили по нескольку действительно крупных экземпляров.
Однако при ловле клыкастого хищника я заметил характерный для «тирольки» минус. Дело в том, что клыкастые часто брали насадку, продолжая при этом движение против течения, то есть по направлению к лодке. А удилище на подобное шествие никак не реагировало - «палочка» следовала за рыбой по пятам свободным ходом, ведь она в отличие от вжавшегося в дно скользящего грузила не создавала для лески «точки опоры». Поклевку вообще трудно было определить. Мы замечали, что происходит что-то неладное, только когда «плетенка» неожиданно оказывалась затянутой под самую лодку.
Конечно, рыба никуда не девалась, мы ее вытаскивали, но к тому времени без своевременной подсечки она успевала очень глубоко заглотать крючок, и вытащить его, не травмируя судака, было архисложно. Клыкастые, как известно, слабы на серьезные травмы, они быстро становятся снулыми, а в жаркий летний день это совсем ни к чему. Ведь ловля на бортовую удочку была для нас всего лишь баловством, чтобы не скучать в ожидании сазана, а наличие снулой рыбы заставляло в ущерб основной рыбалке раньше срываться с места и возвращаться на базу.
Правда, есть один способ, который мог бы помочь сберечь судаков в жаркую погоду. Только для этого надо заранее подготовиться: налить воды в пятилитровую пластиковую бутыль и поставить с вечера в морозильную камеру холодильника, чтобы как следует за ночь заледенела. Потом взять с собой на рыбалку термосумку и водрузить бутыль со льдом в центр улова. Таким образом, рыба останется охлажденной, то есть в сохранности, в течение нескольких часов. Но это подготовительное мероприятие оправдывает себя только в том случае, когда вы отправляетесь на рыбалку надолго и нацелились конкретно ловить именно судака. Если же он всего лишь прилов, цель не оправдывает затрат времени и сил.
Тем не менее плюсы в применении новой снасти, и мы убедились в этом за прошедшие годы, значительно перевесили этот ее недостаток. Ловля с «тирольской палочкой» действительно показала свою результативность, оказалась интересной и очень нам понравилась. Советую иметь ее в рыболовном арсенале всем любителям ловли хищника с лодки на «нарезку» и на живца, на любую иную насадку, если вы нацелились на белую рыбу.
Ну, и в завершение - «монетизация» ловли, в данном случае с «тирольской палочкой». Давайте посчитаем, что почем, во что обходится такая рыбалка. Допустим, модель фирмы D.A.M. стоит 18-27 руб. Много это или мало? А это как посмотреть. Например, мне для поездки на Волгу на 1-2 недели требуется всего 5-6 «тиролек». Перемножаем их количество на стоимость. Тут стоит отметить, что они очень редко теряются во время ловли, поскольку почти неуязвимы для коряг и камней. Но на сами «тирольки» как на движущийся объект нападают судак и щука и прокусывают мягкий корпус, отчего из образовавшихся трещинок внутрь поступает вода. Но это дело поправимое - можно все заклеить или заделать водостойким герметиком. Так что даже при самом неудачном раскладе можно смело утверждать, что потери в рядах «тиролек» составят никак не более половины боекомплекта, то есть не свыше 85 руб.
Итог в перечне затрат на рыбалку доверяю вам посчитать самим и убедиться: в денежном эквиваленте вы потеряете совсем немного. А в рыбном? Конечно, приобретете. Попробуйте, не пожалеете!
По материалам журнала «Рыболов»
Свежие комментарии