На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Зимний окунь Южной Ладоги

Южный берег Ладожского озера, или ЮБЛО, как его сокращённо называют участники рыбацких Интернет-форумов, является одним из наиболее «рыбных» мест на Северо-Западе России. Каждый питерский рыболов слышал об этих местах. Да и не только питерский – едут на южную Ладогу издалека, из самой Москвы жалуют рыбачки, чтобы причаститься ладожской водицы, подержать на тонкой снасти сильную рыбу.

Ладожское озеро – водоём не очень кормный, основная часть растительности, дающей пищу и «кров» молоди большинства «мирных» рыб, сосредоточена как раз в бухтах и губах Южной Ладоги. Ну, а где молодь, там и хищник. Славится Южная Ладога щукой, окунем, судаком, лещом. Попадается и сиг.

Фото: kursk.er.ru

Большое озеро – большая рыба! Размеры попадающихся экземпляров – впечатляют. Щука на 8 – 10 кг, судак на 5 - 6 кг, окунь на 1 кг и плотва 600 – 700 грамм – совсем не редкость на просторах южных бухт.

Летом Южная Ладога доступна не всякому – общественный транспорт ходит редко, и лишь в немногих местах подходит к побережью. Да и дороги, по которым можно подъехать к озеру – дорогами можно назвать с натяжкой. От Свири до Невы тянутся вдоль южного берега Ладоги каналы: Староладожский и Новоладожский.

Отгораживают те каналы озеро от желающих порыбачить в нём. И если через Староладожский канал, который давно уж не используется, зарос, заболотился, имеется достаточно много мостов, то через Новоладожский канал мостов нет совсем. А «рыбные» места расположены на приличном расстоянии от берега, иногда – до пяти километров. Чтобы туда добраться, а главное, чтобы оттуда вовремя убраться, если вдруг задует-заштормит Озеро, нужен хороший катер и мотор надёжный.

Зато зимой на южном берегу – аншлаг! Канал и Озеро замерзают, а по льду – иди, не хочу, сколько сил хватит. А окрепнет лёд, так и на машине можно. Замёрзший канал – как дорога, выводит рыбаков к таким местам, куда летом им без катера и не добраться…

Приходят первые заморозки, начинают замерзать бухты Южной Ладоги.
Он опасен, этот первый, тонкий лёд. Не тем, что можно провалиться, хоть и неприятно это, но не так уж и опасно – замерзают сначала мелководья, да и упруг молодой лёд, можно выбраться. Опасность в том, что ветра, которые почти постоянно дуют над Ладогой, могут оторвать ледяное поле с рыбаками, а то и изломать его.

Те, кто видел торосы на Ладоге – знают, что стоящие торчком двухметровые обломки 15-и сантиметровых льдин – обычное явление.

Так что сначала ловят на безопасном удалении от берега, чтобы успеть добежать, если что… Основной объект ловли в это время – щука, которая ищет добычу у самого берега, на минимальной глубине, и окунь, который хватает любую приманку, которую ему предложит рыболов. Это весёлое, добычливое время, но длится это время недолго.

После того, как лёд встанет окончательно, рыба уходит от берегов на глубину. Становится меньше охотников за щукой – где её найдёшь на таких просторах? И основными объектами охоты становятся окунь и плотва.

Ну, ловлю плотвы назвать охотой можно лишь с большой натяжкой, сел в палатку, прикормил и ловишь… А вот окунь – по-настоящему спортивный объект.

… Ранним январским утром на лёд выходят тысячи охотников за окунем. Докуда хватает взгляд, от берега на ладожские просторы устремляются люди. Их путь – неблизок, ближе, чем два-три километра от берега, как правило, никто не ловит – ушёл оттуда окунь.

Никто не знает, где он сейчас. Широко рассеиваются по Ладоге рыбаки. Но вот кто-то нашёл окуня, поймал первую рыбу. Этого на Ладоге не скроешь – каждый зорко следит за каждым, многие – используя мощную оптику.

Мгновенно к счастливцу устремляются остальные. И образуется «толпа» - так на Ладоге называют группу рыболовов, «гоняющих» окуня. В толпе ловить трудно – выхватил одну –две, много, если десяток рыбин, и обсверлили тебя, отсекли от рыбы. На Ладоге не считается зазорным сверлиться возле нашедшего рыбу. «Мужик, убери термос, просверлить лунку негде!» - в такой невесёлой шутке доля шутки совсем маленькая. Я, когда первый раз ловил на Южной Ладоге, нашёл свою рыбу метрах в двухстах от толпы.

Успел поднять штук семь, слышал, как подходят и сверлятся рядом рыбачки, но головы не поднимал – ловил. А когда клёв прекратился – поднял голову и обомлел!

Сижу – как в метро, кругом люди, вплотную, до ближайшего – метр!
Не очень-то это здорово, да ведь в чужой монастырь со своим уставом не лезут!

Откуда начинается дорога за зимним окунем Южной Ладоги?

Есть несколько точек выхода на лёд.

Наиболее доступные из них находятся на западном берегу бухты Петрокрепость. Морозовка (платформа 21 км), Кокорево, 44 км, ст. Ладожское озеро.

Наиболее интересными с этого берега местами считаются 44 км и Кокорево, где в нескольких километрах от берега имеется интересный рельеф дна, значительные (до 6 – 8 метров) глубины и банки, самая известная из которых, Железница, находится в 4,5 км на восток от Кокорева.

Но основные стаи окуня охотятся не в этих местах, а как раз там, куда добраться не так просто, но куда, тем не менее, добираются тысячи рыбаков…

Дорога к этим местам начинается с Мурманского шоссе. Есть ещё, правда, электричка до станции Войбокало, а от неё автобус, но всерьёз на этот транспорт рассчитывать не приходится. Автобус один, ходит редко, а желающих – хоть отбавляй.

Поэтому, хорошие шансы попасть в места, о которых пойдёт речь ниже есть только у тех, кто «на колёсах».

Итак.

Первый от города пункт – Нижняя Шальдиха. Проехав поворот на Назию и ещё три-четыре километра видим заправку по левой стороне и указатель. Сворачиваем, и через несколько минут мы на берегу Новоладожского канала. Если лёд толстый и надёжный, многие отсюда начинают двигаться по льду канала к другим пунктам на побережье. А в начале зимы, когда лёд встал только в самых мелких заливах, Нижняя Шальдиха становится тем местом, где можно поймать толстого ладожского окуня. Перейдя канал и выйдя в Озеро, рыбачки разделяются на две группы. Одна устремляется по направлению к островам Зеленцы, на север. Идти им придётся долго – Ладога очень мелка в этом месте, часто сквозь тонкий лёд видно дно. Три-пять километров до трёхметровой глубины. Резких перепадов рельеф дна не имеет. Но окунь присутствует в начале зимы повсеместно. Нужно только уметь его поймать. Из-за малой глубины рыба пугается, особенно, когда начинается описанная выше ловля «толпой». Грохот перетаскиваемых саней и ящиков, скрежет ледобуров – рыба мгновенно перестаёт брать. И приходится уходить от «толпы», вновь и вновь искать свою рыбу.

Вторая группа уходит вдоль камыша вправо. Там, километрах в двух от выхода на лёд, у самого почти берега (ну, по ладожским меркам у самого – метрах в трёхстах) имеется ямка с глубиной два метра. И окунь держится здесь в огромном количестве. Есть и щука.

К середине зимы окунь из Нижней Шальдихи уходит, и это место используется, в основном, как начальный пункт ледовой трассы по каналу.

Лаврово. Находится в 7 километрах от Нижней Шальдихи по каналу. Но можно в Лаврово попасть и иначе – с Мурманского шоссе. За деревней Дусьево нужно свернуть влево, затем ехать до деревни Колосарь, где принять влево. От Лаврово идут по направлению к Зеленцам. Нужно сказать, что этот пункт – наименее популярен у рыбаков, по причине удалённости от «рыбных» мест. В Лаврово можно доехать и автобусом от станции Войбокало.

Кобона. Очень посещаемое и интересное место. Находится в семи километрах от Лаврово по каналу. Доехать можно также с Мурманского шоссе, тот же поворот в Дусьево, на развилке у деревни Колосарь – уходим вправо, через деревни Выстав, Сухое.

От Кобоны сравнительно недалеко до Зеленцов. Рельеф дна – довольно интересный, есть перепады глубин. Окуня здесь много, особенно в первой половине зимы. Лучшие места – в створе Зеленцов и Кареджи, но до них – до шести километров по льду от Кобоны. У самих Зеленцов – тоже неплохо. До Кобоны также можно доехать автобусом от станции Войбокало.

Леднёво – Чёрное. Эти две деревни находятся уже за Кареджской косой, которая отделяет бухту Петрокрепость от губы Чёрная Сатама. Сюда никакой общественный транспорт не ходит. От Кобоны вдоль Староладожского канала идёт сюда грунтовка, проехав по которой несколько бесконечных (из-за ям и тряски) километров, видишь выцветший указатель: «Леднёво». Сворачиваешь налево и через километр труднопроходимой для легковушки дороги оказываешься на берегу Новоладожского канала. К самому Леднёву дорожка уходит влево, а место, куда мы приехали, называется «вторая площадка». Я был поражён, когда первый раз оказался в этом Эльдорадо. Ещё не рассвело, а я уже не мог найти место для парковки! Лес забит машинами, причём они припаркованы не вдоль дороги, а перпендикулярно ей! И это не всё – огромное количество машин не паркуется на берегу, а выезжает на лёд. В иные выходные в этих местах собирается до нескольких тысяч человек! Окуня здесь много.

Есть и плотва. Глубины плавно увеличиваются от двух метров в полутора километрах от берега до четырёх метров в створе Кареджи – Песоцкий нос. Ловить можно всюду, ориентироваться легко по огромному количеству просверленных лунок, указывающему места, где гоняли окуня до нас.

Из-за мыса Песоцкий Нос сюда приходит несильное, но ощутимое течение. Подмечено, что чем сильнее ощущается течение, тем вероятнее хороший улов окуня.

К Чёрному, которое расположено в вершине губы Чёрная Сатама, нужно проехать ещё три – четыре километра по грунтовке и свернуть влево.

Креницы (Новая Ладога). Едем по Мурманскому шоссе до деревни Юшково (перед мостом через Волхов), сворачиваем влево, проезжаем через город Новая Ладога и оказываемся на берегу Озера, его Волховской губы. До мест рыбалки идти километра три – четыре, за торосы, которых здесь в избытке каждую зиму. Дно ровное, глубины три – пять метров с плавным понижением к северу. Окуня много.

Из-за особенностей расположения этого места (близость открытой Ладоги, преобладание южных и юго-западных ветров) это место является довольно опасным, т.к. имеется вероятность отрыва припая или его взлома.

Сумское, Дубно, остров Птинов. Эти места – самые недоступные. Попасть сюда можно только по льду канала, либо от Кобоны, либо от Крениц. Зато и уловы иногда – баснословные, измеряются десятками килограммов. Рельеф дна – очень интересный, имеются перепады, камни, банки. Очень хорошие места, но и самые опасные на Южной Ладоге. Они расположены напротив мыса, разделяющего губы Черная Сатама и Волховскую, открыты всем ветрам, поэтому отрыв припая, взлом льда – обычное дело здесь.

Вороново, Кириково. Это самые дальние места на Южном берегу, они расположены за Волховом, на восточном берегу Волховской губы. Окунь здесь есть, но значительно более мелкий, чем в вышеописанных местах. Сюда ездят за плотвой.

Проезд по Мурманскому шоссе до Потанино, поворот налево и, благословясь… Легковая машина проходит сюда не всегда и не всякая.

По материалам: okuninfo.ru

Картина дня

наверх