Красиво снимаем птиц

За новогодним настроением

Снимать птицу в полете, чтобы получились качественные и красивые снимки, может далеко не каждый опытный фотограф. А новичку придется изрядно потрудится «на кошках» и мирно гуляющих голубях, чтобы перейти к диким и свободным птицам. Главная сложность процесса заключается в невозможности подойти к птице достаточно близко для спокойной работы. При резких движения или приближении к ней, любая дикая особь просто улетит, испортив кадр и настроение. Прежде чем отправляться на съемки, необходимо освоить несколько непростых приемов и приобрести определенное оборудование и приспособления.

Существуют два основных вида съемок птиц с принципиально отличающимися условиями:

  • в полете;
  • в статичном положении.

Второй случай потребует обычных навыков съемок животных или обычных людей, без особых специфических настроек камеры. Главное, приблизиться на достаточное расстояние и запастись дальнофокусным объективом, или телевиком. А вот в случае с полетом понадобится потренироваться на мелких движущихся объектах. Телевик все равно пригодится, но нужно будет уже дополнительно обзавестись штативом, пусковым механизмом, защитными и камуфлирующими чехлами, а также недюжим терпением.

Необходимое оборудование

Прежде чем отправиться на поиск красивых пернатых моделей, нужно определиться с оборудованием для съемок. Можно конечно взять, что имеется в наличии и снимать, как получится. Но это история не про фотографа высокого уровня и не про фотографию, как искусство.

Если вы нацелены на получение качественных и перспективных снимков, запаситесь необходимым оборудованием:

  1. Фотоаппарат     
  2. Длиннофокусный объектив, или телевик
  3. Штатив
  4. Устройство для удаленного пуска, или пульт ДУ
  5. Маскировка, теплые вещи и термос с чаем.
  6. Фильтры.

Камера зеркальной или компактной, главное - со сменным объективом. Главное требование к фотоаппарату при съемках птиц – высокая скорость срабатывания затвора при единичном снимке или серийной работе. Основную работу в данных условиях съемки возьмет на себя объектив. Фотокамера должна уметь обеспечивать максимальную четкость при недостаточном освещении, давать возможность регулировки фокуса и отключения автофокуса. При желании можно снять хорошие кадры и на имеющуюся камеру без излишеств и большого ассортимента функций, но высококачественные фотографии требуют соответствующего оборудования.

Объектив играет основную роль в съемках на большом удалении от объекта. Дикие птицы не подпустят людей достаточно близко, чтобы снять все детали оперения и обстановки вокруг, да и голуби в парке вряд ли согласятся позировать. Фокус должен быть максимальным, исходя из финансовых возможностей и составлять примерно от 300 до 500 мм для полнокадрового и от 200 мм для кропнутого, в идеале – телеобъектив с высокими рабочими показателями светосилы и фокусного расстояния.

Штатив и маскировочные чехлы позволят вам снимать в естественной среде обитания, поставив оборудование недалеко от гнездовья или места охоты. А пульт ДУ для удаленного управления затвором позволит отойти на максимально возможное расстояние от камеры и не пугать своим присутствием птиц. Если планируется долгая съемка, запаситесь удобной одеждой, чаем и едой. Чуть позже, когда опыта будет достаточно для экспериментов, можно добавить в работу различные фильтры и художественные эффекты.

Световое оборудование любого формата не потребуется, днем света достаточно, а в вечернее время вспышка только спугнет птицу или даст отражения в глазах, что явно испортит даже самый удачный кадр.

Процесс организации съемки

Съемка птиц в их естественной среде обитания – достаточно сложная и трудоемкая, по сравнению с другими стилями. Поэтому процесс организации мероприятия тоже сильно отличается от действий перед студийной фотосессией, например, или перед свадьбой. Для начала нужно определиться с местом съемок, варианты могут быть следующие:

  • парк или сквер в черте города, где обитают более-менее привыкшие к людям птицы;
  • ближайший «пригород», где живут привычные нам воробушки, вороны, сороки и прочие

  • далеко вглубь пригорода, где можно встретить и летающих ястребов, и лебедей, и дятлов – более экзотическую фауну нашей родины;
  • специфические места обитания – озера с дикими утками, берег моря с неизменными сторожилами – чайками, высокие горы, где можно встретить более хищных и крупных представителей, лес с совами и много других вариантов;
  • экзотические места и другие страны.

Каждый из вариантов принесет какой-то результат, но и подготовительные мероприятия будут сильно различаться. Куда-то достаточно взять рюкзак с камерой, а где–то потребуются документы и значительные финансовые затраты.

Как только с местом определились, нужно решить какое время суток и года, а также погода требуется для идеального кадра. Опытные фотографы советуют начинать снимать птиц при заходящем солнце, в ясную погоду весной или осенью. Тут вас встретят минимальные сложности в настройках камеры и других вопросах. Зимняя съемка требует коррекции по свету из-за бликов снега и ярком отраженном солнце. В вечернее и утреннее время света будет недостаточно, чтобы эффективно заполнить кадр, что тоже потребует от фотографа дополнительных действий. Некоторые птицы активны только ночью, поэтому снять их в естественной среде обитания будет достаточно сложно.

Маскировочные чехлы и камуфляжные одежды помогут подобраться к объекту съемок ближе и сделать более интересные кадры.

Формирование кадра

У фотографии с птицами есть некоторые особенности, которые сильно влияют на работы в кадре и построение композиции снимка. Основное, что следует понимать в данной ситуации, птица имеет яркое оперение с очень большим количеством мелких деталей, поэтому лучше композицию кадра делать максимально легкой и минималистичной. Это позволит сделать акцент на элементах перьев и окраса, подчеркнуть линии и нюансы. Таким образом, четкий передний план и расфокусированный задний, особенно в ветках или в гнезде, создадут максимальный художественный эффект. Птица в полете на фоне ясного неба уже вполне самодостаточная картина, не всегда требующая даже заполнения переднего плана.

Остальные требования к фотографиям птиц стандартные для всех других ситуаций:

  • горизонт должен быть на своем мест и в своем естественном положении;
  • задний и передний планы должны гармонично подчеркивать центр композиции, а не тянуть внимание на себя;
  • центр фотографии – птица или группа птиц, они и должны задавать тон всей фотографии;
  • здания и деревья должны иметь естественные направления и пропорции;
  • старайтесь располагаться таким образом, чтобы детали не закрывали саму птицу, идеально, если она видна полностью.

Строить кадр – главная задача фотографа, именно построение композиции снимка отличает одного художника от другого и проявляет его индивидуальность. Поэтому очень часто нарушение законов и канонов композиции – художественная задумка автора.

Настройки камеры

Самое сложное в съемке птиц – это фокусировка на объекте. Даже сидящая на ветка крупная птичка вряд ли будет ждать пока вы сделаете кадр и останется неподвижной долгое время. В полете нужно учитывать еще и скорость перемещения. Обычно съемки проводят с расстояния от 3 до 10 метров, чтобы получить естественное поведение и достаточную четкость деталей. Настройки камеры будут зависеть от количества света, погодных условий и времени суток. Следует обратить внимание на:

  • выдержку;
  • фокус и автофокус;
  • степень раскрытия диафрагмы;
  • светочувствительность, или ISO;
  • режим серийной съемки.

Съемка в движении предполагает короткие и сверхкороткие выдержки, можно даже снимать в приоритете выдержки, позволить камере самостоятельно решать другие вопросы. Если затвор будет срабатывать долго, изображение получится нечеткое, размытое. Лучше выбрать значение в диапазоне от 1/250 до 1/500 или даже короче. Такая выдержка позволить поймать все детали в фокус, даже если птица перемещается очень быстро. Чтобы рассчитать примерное значение выдержки, возьмите фокусное расстояние, на котором снимаете в обратной пропорции: при фокусном расстоянии 500 мм, лучше взять выдержку около 1/500.

Главный враг короткой выдержки – недостаточная освещенность, потому что быстрое срабатывание затвора позволить проникнуть на снимок небольшому количеству света. При недостатке освещения фотография может получиться темной. Эту проблему решают двумя способами: максимально возможное в данной ситуации значение светочувствительности и открытие диафрагмы без критических потерь в качестве. Быстрая съемка при повышенном ISO дает шумы и засветы на участки фотографии, нужно найти оптимальный баланс. Именно поэтому старайтесь выбирать место и время, когда естественного освещения достаточно, чтобы не повышать ISO до критичных показателей с потерей качества.

Фокус и автофокус часто являются камнем преткновения в такого рода съемках. Автоматическая фокусировка помогает «освободить руки» для подбора других настроек, но часто замедляет процесс срабатывания затвора, особенно в серийной съемке. Еще одним неудобным моментом является фокус не на важных элементах. Это сильнее проявляется, когда птичка мелкая, движется быстро или в кадре много деталей на разном удалении от объектива. В зависимости от возможностей камеры и объектива на дисплей можно вывести одну или несколько точек для фокусировки. Это позволит настроить съемки птиц на необходимых элементах. Если птичка маленькая, то можно выбрать фокус на нее, если крупная – на голову и глаза. Автофокус можно зафиксировать на объекте съемок и сэкономить тем самым значительное количество времени камеры на срабатывания затвора.

Дополнительные функции, способные помочь при съемках: режимы камеры. Один из таких «помощников» - серийная съемка. Высокая скорость срабатывания затвора и частота съемок позволят значительно повысить шанс получить четкий и интересный кадр, не упустив ничего интересного. Режим стабилизации изображения, он поможет повысить качество кадра при съемках с рук, на дальнем расстоянии и при активном движении объекта.

Совет по фотосъемке птиц

Кроме основных требований и правил, обеспечивающих качество и техническую сторону вопроса, есть еще советы опытных фотографов. Они помогут вам на первых порах получать приличные снимки, да и потом будут способствовать значительному ускорению процесса подготовки и съемки.

  • Голова должна быть в фокусе, при любом виде съемок. Будет это птица крупным планом или стая птиц, но в фокусе должна быть голова хотя бы одной особи. В полете это сделать наиболее сложно, тут поможет хороший телевик и режим непрерывной фокусировки. Или активировать автофокус на все точки, который будет «следить» за птицей на контрастном фоне. Если снимать в естественной среде, в деревьях или кустарниках, если птица имеет неяркое оперенье и не сильно выделяется на общем фоне, берите ситуацию в свои руки и фокусируйтесь на глазах. То же самое касается крупных планов.

  • Начинающие фотографы снимают крупных птиц. Большие птицы не такие шустрые и быстрые, как мелкие, фокусироваться на них проще, а для неопытного фотографа – это самое главное. Можно начинать с городских птичек, располагающихся в парках. Они не боятся людей, перемещаются медленнее своих диких сородичей и их можно прикормить, чтобы приблизиться.
  • Плюсы серийной съемки во время работы с быстро движущимися объектами очевидна – при максимальной частоте срабатывания затвора получаются много снимков, что дает шанс на выходе обнаружить хотя бы один качественный снимок. При высокой скорости срабатывания затвора, технически «мощная» камера выдает изображения высокого качества – около 10-20 кадров в секунду. Автофокус, блики света и многие другие параметры могут влиять на этот показатель. Кстати, из качественной серийной съемки можно получить кадры в силе «тайм-лапс» или сделать мини ролик.
  • Начинайте снимать при ярком свете. Птица на фоне заката или ночная съемка в начале не получается из-за отсутствия навыков. Поэтому для работы на природе с птицами выбирайте ясный солнечный день, максимально открытое пространство. Следите за направлением света, освещена должна быть голова или все тело птички, а не только хвост или какая-нибудь сторона. При этом не стоит располагаться напротив солнца, освещения будет слишком много даже для короткой выдержки, некоторые участки будут засвечены, а сама птица – темной.

  • Повадки разных видов птиц помогут спланировать весь процесс съемок и сэкономить время на подготовку и настройки камеры. Понадобится терпение и несколько часов свободного времени, чтобы понаблюдать за поведением стаи: как взлетают, как садятся, едят и чистят перья. Любая ситуация позволит сделать красивый кадр при правильном ракурсе и настройках камеры.

В качестве заключения

Птицы – подвижные создания, они не сидят на месте, постоянно перемещаются, вертят головой, хлопают крыльями. И применять к ним те же параметры и техники съемок, что и для архитектуры или «предметки» не получится. Есть наработанные приемы, позволяющие сэкономить время на поиске оптимального сочетания параметров. Самыми важными моментами являются: серийная съемка, короткая выдержка, режим следящего фокуса и автофокус. Выбирайте оптимальную погоду и местность с хорошим освещением и простором для деятельности, запаситесь терпением, камуфляжем и теплым чаем – вряд ли съемка займет полчаса – час.

Главное, в фотографии – это опыт, первые съемки вряд ли пройдут успешно, хорошо если на выходе получатся несколько удачных снимков. Регулярные тренировки позволяет отработать классические приемы и дать идеи для художественных эффектов на фото. Снимать красивые кадры вопреки законам и правилам может только тот фотограф, которые эти правила знает уже на интуитивном уровне и понимает, какие действия приведут к каким изменениям на снимке.

Источник ➝

Незабываемое путешествие

Тяга к путешествиям у меня с детства. Благодаря отцу, заядлому рыбаку и охотнику, первое знакомство с лодочным мотором у меня состоялось в четыре года. Тогда отец купил мотор «Москва», и мы с братом с нетерпением ждали, когда у него будет выходной, чтобы поехать с ним на рыбалку на лодке «Казанка».

Свою первую лодку «Обь-М» с подвесным мотором «Вихрь-30» я приобрел в 1990 году. Затем у меня была «Обь-3» с таким же мотором. И все вроде бы было хорошо, но хотелось чего-то большего и надежного.

Места в этих лодках было мало, двигатели почему-то постоянно ломались и всегда, как на зло, в самом дальнем месте очередного путешествия. Поэтому в дальнее путешествие мне сходить так и не получалось.

И вот в 2006 г. на лодочной базе «Якорь» я увидел катер «Томь-605». Внутри что-то приятно шевельнулось, и я понял — это то, что мне надо. Я связался с предприятием-изготовителем, выпускающим катера «Томь», приехал в г. Юргу и познакомился со всеми выпускаемыми моделями, а также прошел на них по реке Томь.

Из всех катеров я выбрал «Томь-525» как модель, на мой взгляд, более подходящую для меня.

Применение российского «движка» от УАЗика в качестве стационара меня порадовало, так как двигатель мне хорошо знаком. Осмотрев «внутренности» катера, я остался доволен: надежное крепление узлов и механизмов, добротный монтаж проводов.

В мае 2007 г. я приобрел катер, и наступил долгожданный момент испытать то, что я так долго искал.

Сначала прошел акваторию Оби: от нашей ГЭС и до протоки Симан, что в Томской области, привык к управлению катером и, как говорится, узнал его поближе. Кроме того, оснастил катер отопителем и эхолотом, потому что производители не комплектуют ими катера стандартной комплектации.

К августу месяцу решил освоить маршрут р. Казыр, Саяно-Шушенское водохранилище и Красноярское водохранилище.

В путешествие пошли вчетвером: трое взрослых — все опытные рыбаки, «13-летний капитан» — мой сын и наш верный спутник — спаниель. Погрузив катер на трейлер и прицепив его к «Патриоту», двинулись в путь. Уже где-то на второй трети прицеп, одолженный у товарища, слегка прогнулся и просел под тяжестью катера. А ведь юргинцы предлагали свой прицеп, честно предупреждая, что он немного дороже аналогов из-за большего запаса прочности, заложенного в конструкцию. Мы, слегка поумерив пыл «Патриота», а также переложив часть поклажи из катера в машину, продолжили путь чуть с меньшей скоростью.

И вот река. Спуск катера на воду прошел без сучка и задоринки. Переносим вещи на катер и снаряжаем его в поход. Сразу же оценили прелесть релингов на крыше сдвижной рубки, нагрузив ее не сильно тяжелым, но объемным грузом. Катер и команда готовы к отплытию. На ум пришел отрывок из Марк Твена и, немного перефразируя, получилось: «Катер — лучший дом», тем более что нам предстояло провести на нем в ближайшее время не один день.

Итак, по Казыру нам предстояло пройти от деревни Гуляевки через Убинский порог и до Базыбаевского порога.

Катер, мерно работая и добросовестно поедая бензин, идет без сюрпризов, четко подчиняясь всем поворотам руля. Еще на протоках Оби мы убедились, что заявленная катеростроителями как достаточная глубина в 30 сантиметров на глиссере, на наш взгляд, завышена — вполне хватает воды «по щиколотку» (15—20 см). Поэтому идем по фарватеру смело. Пороги реки преодолеваем безбоязненно, но соблюдая все же предельную внимательность.

Однажды, решив чуть срезать путь, вышли на такое мелководье, что слышно было, как шумят камни, поднимаемые кильватерной струей водомета. И… оказались на мели. Первой была мысль: «Как там водомет и импеллер в частности?» Осмотр показал, что все в порядке. Решетка была забита камнями, но ни один из них не повредил водомет изнутри. Уф, пронесло! Раскачивая катер из стороны в сторону, мы сантиметр за сантиметром затолкали его в русло. На будущее уяснили для себя, что катер может проскочить мель и в 10 сантиметров, но идти все же надо на глубине не менее 15—20 см.

Герметичная рубка несколько раз надежно защищала нас от непогоды. Капли дождя яростно колотили снаружи, а внутри, расположившись кому как удобно, мы устраивали себе отдых. Места хватало всем.

Бывали случаи, когда, утомленные рыбалкой, мы, причалив к берегу, ночевали в катере. Разложив сиденья, мы получили довольно комфортное для всех спальное место. В очередной раз были довольны выбором именно этого катера.

За время нашего путешествия двигатель и водомет работали исправно. Даже наш четвероногий друг оценил по достоинству катер. Во время пути он занимал место на носу, и ни в какую не хотел идти к нам в салон.

И вот позади Казыр.

Катер вновь на трейлере, прицеплен к «Патриоту», и мы едем дальше, на Саяно-Шушенское водохранилище. Оно находится среди гор, в 120 километрах от г. Абакан. Глубина достигает отметки 250 метров. Единственным, но, пожалуй, самым главным недостатком водохранилища является обилие топляка. Целые острова из бревен плавают по его поверхности, гонимые ветром. Для нашего катера замусоренный фарватер не помеха.

Но зато какие там щуки! Экземпляры от килограмма до пяти мы ловили без проблем, а вот к более крупным наши снасти были не готовы. Попадались очень большие особи. Для примера, ведешь блесну — удар и тишина. Думаешь, что это зацеп за очередное бревно. Начинаешь подтягивать катер, чтобы отцепиться — и в этот момент из воды вылетает огромнейшая щука, все рвет, ломает и уходит в бездну, оставив нас без снастей, но с изрядной долей адреналина. И так было несколько раз.

В это же время мы ходили в устье реки Кандегир, на Красноярском водохранилище, на реке Енисей, где брали в основном окуня.

Вернувшись из Хакасии, уже в сентябре 2007 г. мы ходили в Венгеровском районе Новосибирской области, прошли по речкам Тартас и Омка. Рыба — щука. На Тартасе щука крупная, а на Омке — мелкая.

Я не обманулся в выборе: за сезон 2007 г. катер и двигатель меня не подвели ни разу. Выбор же в качестве топлива бензина АИ-80 оправдал себя на все сто. Заправляясь в отдаленных деревнях, мы не раз обращали внимание на отсутствие 92-го и тем более 95-го бензина.

В планах этого года — пройти по Телецкому озеру.

Станислав Бабушкин, г. Новосибирск

Картина дня

))}
Loading...
наверх