С удочкой по Вьетнаму на мотоцикле

Отправляясь во Вьетнам, я намеревался посетить разные регионы этой страны и получить полную картину о рыбалке. Мне удалось половить рыбу вблизи наиболее крупных морских курортов, а также на внутренних водоёмах. Чтобы проще было добираться до отдалённых мест, в некоторых городах брал в аренду мотоцикл или велосипед.

Прилетев в Сайгон, я встретился со старой знакомой. Ле Тхи Лан Ань хорошо говорит по-русски и подрабатывает гидом, поэтому у нее много связей по всему Вьетнаму. Я рассказал девушке о своих планах, и она дала мне телефон Саши, инструктора по кайтсёрфингу, который вот уже два года живёт в Муйне. Так я оказался в этом курортном городке, расположенном в окружении рыжих песчаных дюн на берегу Южно-Китайского моря.

Саша показал мне окрестности Муйне. На его мотоцикле мы исколесили не один десяток километров в поисках рыбацких мест, но толком половить не удалось. Осенью на побережье преобладают восточные ветры, а потому море было неспокойным. Пытались найти какой-нибудь пирс или скалистую бухту, однако на многие километры тянулись сплошные песчаные пляжи. Впрочем, зря мы ездили далеко. В этом регионе наиболее впечатлила угревая рыбалка на реке в городе Фантхьет, который расположен всего в 15 км от Муйне.

С удочкой по Вьетнаму на мотоцикле

Дело было так. Утром мы с Сашей рванули на его мотоцикле в Фантхьет на портовый рыбный склад, чтобы посмотреть на уловы, поговорить с рыбаками и сориентироваться в рыбалке. Оказалось, что приехали мы к закрытию. Возле рынка на речном причале находилось немало кораблей, и я подумал, что при выгрузке улова мелкая рыбёшка наверняка попадает в воду. Кроме того, на складе бывает испорченный товар, который выбрасывают туда же. Стало быть, в районе рыбного склада корма в реке много, а так как вездесущих вьетнамских «сетевиков» нигде не видно, рыба должна быть здесь в изобилии. Действительно, пройдясь вдоль реки, мы увидели лишь двух подростков и одного мужчину в мотоциклетном шлеме, которые ловили донками с высокого причала.

Как только мы подошли к ним, самый маленький парнишка стал что-то вываживать, и в воздухе на леске закрутился змеёй небольшой угорь. Угри по 200–300 г клевали довольно бойко. Вторая и третья рыбы были благополучно отправлены в ведёрко. Заметив, как внимательно я наблюдаю за рыбалкой, мальчик вынул из-за стопки деревянных поддонов запасную удочку, протянул её мне и указал на стоящий рядом бумажный стакан с тощими червями.

Я наживил оба крючка оснастки (а это был обыкновенный патерностер с овальным грузилом на конце) и замер в нерешительности, поскольку в целом донная удочка выглядела непривычно для россиянина. На конце 3-метрового бамбукового удилища имелся самодельный проволочный «тюльпан» для пропуска лески, других колец не было. Катушка с запасом лески представляла собой пустотелую пластиковую бобину диаметром примерно 120 мм и шириной 8 см. При забросе и выборке оснастки нужно было держать удилище в правой руке, а катушку в левой.

Смекнув, что мне нужно попрактиковаться в забросах, мальчик обучил меня этому довольно быстро, жертвуя своим рыбацким временем. Подмотку и отпуск лески левой рукой он осуществлял виртуозно.

Наконец, и я послал оснастку примерно на 15 м от берега. Перехватываю катушку той рукой, которая держит удилище, а освободившейся натягиваю леску так, чтобы чувствовать поклёвку. Вскоре произошёл короткий толчок в руку, потом другой и сразу ощутилась потяжка. Позволяю рыбе заглотать наживку и делаю подсечку. Выловленный небольшой угорь отправляется к мальчику в ведёрко. Следом за этим попалась ещё пара таких же. Поскольку рыба всё время брала некрупная, я решил ещё раз вернуться сюда и половить в сумерках. Известно, что угорь — ночной хищник, а значит, крупные, более осторожные особи могут выходить на охоту только в темноте.

С удочкой по Вьетнаму на мотоцикле

Вечером Саша был занят, но он дал мне до утра мотоцикл и подсказал, где можно срезать подходящий бамбуковый хлыст для удочки.

Изготовить снасть было несложно. Всем советую брать с собой в дальние странствия хотя бы пару крючков, грузила-«оливки» и катушку лески (диаметром примерно 0,3 мм). Вместо подмоточной бобины я использовал жестяную пивную банку. Намотанная на неё леска легко сходит при забросах.

Итак, я снова на том же месте возле рыбного склада. Наживляю крючок объёмным пучком червей и жду. Поверхность реки отражает свет корабельных и береговых фонарей. Вдруг произошла поклёвка, за ней последовала потяжка. Делаю подсечку, но ожидаемого сопротивления рыбы не чувствую. На крючке оказывается такой же 300-граммовый угорь. Через некоторое время вылавливаю угря около 0,5 кг. За три вечерних часа улов в целом оказался неплохим: десятка полтора змеевидных рыб находились в ведёрке, но желанного крупного угря так и не удалось поймать. Поздней ночью, вернувшись в Муйне, я угощал деликатесной рыбой русских друзей в ресторане Сашиного друга.

Мурена из Южно-Китайского моря.

На другой день отправился на автобусе в курортный город Нхатранг. В гостинице, где я поселился, мне сразу сунули в руки флаер с рыболовным туром. Стоило это удовольствие всего $15 США. За эти деньги обещали ещё покормить обедом из морепродуктов и дать время и оборудование, чтобы позаниматься снурклингом (нырянием без акваланга).

В целом такой цивилизованный отдых себя оправдал. С 8 до 8.30 утра мини-бас разъезжал по гостиницам, собирая желающих порыбачить. В 9.00 кораблик, заполненный примерно тридцатью туристами из разных стран, отчалил в сторону четырёх рядом расположенных островов. Мы останавливались ловить рыбу возле двух из них: Mun island и Mot island. Море в акватории между островами было вполне спокойное.

К моему удивлению, всем выдали довольно приличные морские спиннинги, оборудованные безынерционными катушками. Наживкой служила нарезка из свежих кальмаров. В итоге мы поймали немало различной морской рыбы массой до 300–400 г, но крупной не было. В команде оказалось несколько рыбачек, в том числе из США, Германии, Украины, которые ловили рыбу не хуже мужчин. Украинке удалось даже выудить ската массой чуть более 0,5 кг, что вызвало необычайный восторг у туристов и матросов.

Любительскими снастями вполне можно поймать в отвес ската.

В полдень состоялся обед (в этом случае раскладывают ряды сидений, из которых делают огромный общий стол). Однако улов нам почему-то не приготовили, наверное, посчитали, что блюд из креветок, ракушек и рыбы вполне хватит. На самом деле морепродукты удалось только попробовать, зато поджаренной свинины и риса было достаточно.

Во время послеобеденного ныряния с маской, трубкой и ластами вблизи острова Mun увидел на глубине 5 м, между камнями, ската такого же размера, какого поймала украинская рыбачка. При желании можно было арендовать за небольшие деньги лодку, чтобы заняться ловлей этой экзотической и вкусной рыбы.

Когда ехал из Нхатранга в ещё один прибрежный город Хойан на очередном автобусе, вспоминал встреченных людей, рыбалки. Рядом со мной сидел пожилой бельгиец. Разговорились. Я посетовал, что во Вьетнаме пока не удалось поймать крупной рыбы. Бельгиец сказал, что вьетнамцы в основном едят очень маленькую рыбу, крупной просто не дают вырасти, а в Бельгии и ряде других европейских стран рыбу меньше разрешённого для вылова размера отпускают, иначе рыболову грозит штраф. Поэтому в Европе попадается крупная рыба.

В Хойане я взял в аренду мотоцикл-полуавтомат за $3 в день и поехал вдоль побережья в поисках рыболовных точек. В первый день вечером удалось половить в порту, расположенном в устье реки, впадающей в море. Использовал такую же донку, какой ловили мальчишки в Фантхьете, но попалась лишь пара мелких рыбёшек.

Ловля на вьетнамскую донку в Хойане.

К следующей рыбалке я готовился более основательно. Решил использовать приваду. И тут помог случай. Вечером я ужинал в дешёвой передвижной забегаловке, расположенной на тротуаре, рядом со сквером. Кроме поджаренных рыбок я выбрал сушёного ската, и, к моему удивлению, торговка, смачивая рыбу ароматным раствором, стала прокатывать её через специальную мясоломку. После этого скат стал мягким и сочным. На столе торговки рядом с мясоломкой я увидел обычную ручную мясорубку. После ужина, сбегав на вечерний рынок и купив мелкой рыбы, я вернулся к торговке и попросил сделать мне за небольшие деньги рыбный фарш, на что она охотно согласилась. Захватив 2 кг фарша и удочку, я поехал на мотоцикле вдоль моря в другую сторону от порта.

Через 30 км нашёл тихую бухту и рыбацкую деревеньку на берегу. В деревеньке за $5 получил у старика весло и плавсредство, похожее на кокосовую скорлупу. На таких посудинах местные жители повсюду ловят у берега небольшими сетями. Заплыв на глубину около 6 м, опустил в воду два самодельных (камень и верёвка) якоря и прикормку в сетке, которую периодически потряхивал, чтобы создать ароматный, привлекающий рыбу шлейф. Ловил в отвес с самой примитивной оснасткой: леска, крючок и грузило. Наживкой служил кусочек свежей рыбки. До самых сумерек клевала только мелочь до 300 г. Старик, у которого я брал лодку, увидев моих рыбок, одобрительно закивал головой и предложил приготовить уху на костре. Вечер на берегу тихой бухты с блистающими над головой звёздами удался.

На следующий день, проезжая на мотоцикле вдоль реки, увидел ещё один оригинальный способ ловли. В руках сидевшего на берегу парнишки была обыкновенная бамбуковая удочка с глухой оснасткой, но на конце лески вместо привычного крючка и грузила был привязан прозрачный продолговатый стакан, типа мензурки. На дне стакана лежало ванильное тесто, его рыболов периодически помешивал палочкой, видимо, для создания более интенсивного запаха, который должен привлечь рыбу.

При мне столь необычным способом мальчишка поймал две очень маленькие рыбки, которые поочередно заплыли в стакан и были вовремя подняты на берег. Но как рыболов по колебаниям лески улавливал момент поклёвки, я так и не понял. На мой вопрос: «Для чего ему такая мелочь?» — паренёк пояснил, что эта рыба необычайно вкусна, а на обычные крючковые снасти таких малюток поймать крайне трудно.

Оригинальная оснастка со стаканчиком-мензуркой.

Неподалёку сидел ещё один вьетнамец, перед которым на деревянных рогульках были установлены три обычные поплавочные удочки. Червей он выкапывал совком прямо на берегу среди корней высоченных деревьев. В садке плавало с пяток небольших рыбок, которых здесь называют «панин». Я их потом ловил в Лаосе, мясо у этой рыбы оказалось очень нежное.

Потом я поехал на морской затон, глубоко вдающийся в сушу, где встретил местного рыболова, который ловил донкой уже известной мне конструкции вполне увесистых серебристых округлых рыбёшек под названием Ctio. На крючок он насаживал мелких рачков. К этому времени я успел купить в рыболовном магазине за $10 компактно складывающийся 5-метровое маховое телескопическое удилище. Мужчина охотно поделился со мной наживкой, и мне не составило особого труда поймать десяток рыб, поскольку они хватали уверенно.

Мелкий рачок — прекрасная насадка для ловли на приустьевых участках рек.

Следующий прибрежный город был Хюэ. Отправившись на экскурсионном корабле с головами драконов вверх по реке, я посетил императорский дворец, постройки XVIII в., а возле него на заросшем пруду увидел детишек. Прячась под зонтом от дождя, они ловили примитивными поплавочными удочками мелких рыбёшек. Одну из них я сфотографировал. Позже показал эту фотографию в рыбном ресторане; мне сказали, что эта рыба называется nin и что она необычайно вкусна, но максимальный размер её — до 5–7 см. Берёт на водоросли, хлеб, червя.

Добравшись до Ханоя, я объездил на арендованном в отеле велосипеде несколько городских озёр, где в сумерках на освещённых набережных ловят спиннингом на оснастку с огружённым тройником, осуществляя рывковую проводку. Подобная ловля официально разрешена, она бесплатная, так что лицензию покупать не надо. Ловятся здесь крупный амур, карп, толстолобик.

Недалеко от Ханоя находится знаменитый залив Халонг (в нём более тысячи островов). Здесь я приобрёл путёвку на корабль и три дня провёл в обществе туристов, приехавших из самых разных стран. По словам сопровождавшего нас гида, в районе острова Катба в это время при ловле троллингом неплохо берёт тунец (от 3–5 до 10 кг), но с нашего корабля такая рыбалка была невозможна.

Однако порыбачить всё же удалось. Меня поселили в каюте с путешествующим китайцем, и ночью с кормы мы с ним ловили кальмаров специальными спиннингами. Эти моллюски выплывали в освещённую прожектором воду и, заметив кальмаровую блесну, имитирующую мелкую рыбёшку, начинали настойчиво раз за разом атаковать приманку. Итогом часовой рыбалки были шесть небольших кальмаров. Для удовлетворения рыбацкого азарта этого оказалось достаточно.

С удочкой по Вьетнаму на мотоцикле

Перед отлётом в Москву удалось пожить три дня на чудесном острове Фукуок, где, на удивление, почти не было русских. Здесь за $15 США организуют с корабля рыбалку в отвес, похожую на ту, что была в Нхатранге. Только вместо удочек выдают пластиковые бобины с примитивной оснасткой. На ловлю тунца и барракуды можно отправиться и через местную турфирму, но особи попадаются некрупные; тунцы — массой в среднем 3–5 кг, изредка до 12 кг. Рыбалка эта недорогая: лодка с троллинговым оборудованием, обслугой и обедом на одного-двух человек стоит $165 США в день. Для компании из четырёх человек она составит по $45 США с каждого. Отплытие в четыре часа утра.

На западном побережье острова Фукуок в рыбацкой деревне можно частным порядком за небольшие деньги арендовать лодку и в определённых точках половить мурену. Информацию об этом можно получить у местных жителей. Во всяком случае, в сети мурена попадается почти по всей прибережной акватории Вьетнама.

Подводя итоги путешествия, я могу сделать вывод, что на слишком крупную рыбу во Вьетнаме рассчитывать не стоит, но рыбалка здесь всё равно интересная.

Перечислю наиболее популярные морские рыболовные места.

• На острове Фукуок, расположенном на самом юге страны, ближе к экватору, рыбалка круглогодичная.
  • В Муйне (самом посещаемом русскими туристами курорте) с октября по май дуют сильные ветры и море штормит. В остальное время года оно достаточно спокойное. Шансов поймать рыбу покрупнее (тунца, барракуду) больше возле острова Фукуи, который расположен в 60 км от берега, напротив Муйне. Туда при хорошей погоде раз в день ходит паром. Для уединённого отдыха это буквально райский остров.
  • В Нхатранге, около островов (Mun islend, Mot и др.), защищающих побережье от ветра, рыбалка круглогодичная. Ночью здесь хорошо ловятся кальмары.
  • Сезон ловли на побережье острова Чам, в окрестностях Хойана, длится с апреля по июнь. Ловится та же рыба, что и на Фукуоке.
  • В Халонге, защищённом островами от ветров, рыбалка круглогодичная.

Рыбацкие сезоны характеризуются тем, что в такое время стоит хорошая погода, а рыба из океана подтягивается на кормёжку к берегу.