Некоторые люди, покупая машину, оружие или снасти, вскоре удивляются: «А почему все сломалось так быстро?». И лишь немногие владельцы бережно относятся к приобретаемой технике, соблюдают правила ее эксплуатации и хранения. В полной мере это касается и моторных лодок.
Есть группа людей, стремящихся использовать свою движимую собственность «на полную катушку».
Они стараются выжать все из техники, не заботясь о ее состоянии и сохранности. Возят как попало, бросают, где хотят, как будто это автомат Калашникова, который должен все выдержать.Однако у любого материала есть предел прочности, и в один «прекрасный» день техника выходит из строя. Чтобы этого не произошло как можно дольше, нужно соблюдать хотя бы минимальные правила пользования.
В советское время и теперь
Многие из нас владели прежде или имеют сейчас моторки с корпусом из дюраля либо из пластика. Лодки из металла были широко распространены в советский период времени. Проводились различные мероприятия вроде соревнований по водно-моторному спорту. А мы в дни молодости просто носились наперегонки с «Ракетой» и поднимались в верховья рек Абакан и Енисей.
Читали научные журналы, изучали книги по моторкам и пытались улучшить технические характеристики как самих лодок, так и двигателей, которые производила отечественная промышленность. У одних хорошо получалось, у других — не очень. Мы покупали или сами шили брезентовые пологи для лодок.
Мой отец Сергей Юрьевич, работавший на Абаканском опытно-механическом заводе, сделал форму для отливки скоростных винтов для подвесного мотора «Вихрь». А потом сам обрабатывал детали напильником и полировал для улучшения динамических свойств. Лично участвовал в гонках на моторных лодках и занимал призовые места.
Но то были советские времена… А что же сейчас? Теперь не у всех есть возможность самим поработать на заводским станках. Зато в крупных городах есть специализированные центры по реализации водной техники и ее обслуживанию. Там без проблем можно приобрести любое необходимое оборудование и оснащение для своей моторки, включая даже тент, как брезентовый, так и более «продвинутый» — из специальной ткани, с пропиткой от влаги.
У многих теперь есть и доступ в Интернет, где легко ознакомиться с подробными материалами, посвященными уходу за водным транспортом. Мы же сейчас остановимся только на основных вопросах, связанных с подготовкой лодок с твердым корпусом к зиме.
Первичный осмотр
Заканчивается сезон навигации, с первыми холодами начнутся схватываться забереги. А следовательно, моторку нужно заранее вытянуть на сушу или лучше на специальный прицеп. Желательно вытаскивать лодку в сухой и жаркий день, чтобы она успела обсохнуть. Тогда будет проще осмотреть ее дно и борта на предмет наличия разных дефектов. Все повреждения нужно «взять на карандаш», чтобы впоследствии устранить.
Неважно, какая именно у вас модель — «Воронеж», «Ямаха», «Борус» или еще что-то. Основные принципы постановки лодки на консервацию в зимний период остаются одинаковыми для всех.
Чтобы во время длительной стоянки никакой мусор и снег не попадали внутрь, моторку обычно накрывают пологом или тентом. Как уже говорилось выше, их можно приобрести в специализированном центре по продаже и обслуживанию водной техники. Но если подходящего товара там не нашлось, то стоит обратиться, например, в ателье по пошиву автомобильных чехлов. Специалисты способны создать нужный тент по индивидуальной мерке.
Приятно, когда весной снимаешь полог с лодки-моторки, а внутри все чисто! Не нужно выгребать прелую и полусгнившую листву и различный мусор. Поэтому советую всем владельцам небольшого водного транспорта приобрести тент или полог.
За штурвалом
Перед отправкой моторки на долгий зимний отдых необходимо проверить ее рулевое управление и механизмы, помогающие регулировать скорость. Желательно осмотреть все тросики, крепления и шкивы. Нужно обращать внимание на любые мелочи.
Если какой-то тросик уже лопнул или находится на грани этого, то его намного проще будет заменить здесь и сейчас, чем где-нибудь на бурной реке в самый неподходящий момент. Конечно, вероятность такой поломки невысока — может быть один шанс на тысячу. Но я думаю, что лучше приложить все усилия, чтобы постараться в максимальной степени устранить предпосылки для подобных происшествий.
Так же дело обстоит и со шкивами и креплениями. Разболтанное соединение непременно даст о себе знать в самый неудачный момент. Этот закон уже проверен на практике, причем не одним поколением людей, и он работает, как ни странно.
Чтобы исключать возможные неприятности на воде, проверьте все крепления, особенно связанные с управлением скоростью и рулем. Лишний раз убедитесь в их надежности. А если есть хоть какие-то сомнения в жесткости крепления, то не поленитесь и подкрутите все соединения и болты.
«Пламенный мотор»
«Сердцем» любой техники является ее двигатель. Вот и лодочный мотор не стоит оставлять без внимания. Необходимо найти немного времени, чтобы заняться этим делом.
После буксировки лодки на берег, где она проведет весь зимний период времени, нужно не полениться и осмотреть подвесной мотор. Проверить уровень масла и работоспособность свечей (это делается специальным прибором, который продается практически в любом магазине автомобильных запчастей).
Также нельзя забывать и про расходные материалы: топливные фильтры и различные шланги. Лучше их проверить и заранее заменить те, которые, по вашему мнению, не внушают доверия. Иначе они могут подвести вас в самый ответственный момент. Это будет очень неприятно! Если у вас топливная система с карбюратором, то не лишним окажется снять его и прочистить перед зимней консервацией.
Не помешает также убрать подвесной мотор в чехол. Купить его можно как в интернет-магазине, так и в специализированном центре. Причем не составит проблем найти чехол не только для современных двигателей, например, Mercury или Yamaha, но и для таких моторов, как «Вихрь-25» или «Ветерок-8».
Защита для винта
Лопасти — неотъемлемая часть подвесного мотора. Винты бывают разных типов: скоростные, тяговитые и стандартные. Все эти варианты продаются как в интернет-магазинах, так и в специализированных центрах по реализации водной техники. От надежного крепления винта на вал зависит многое.
Порой, когда проходишь по мелководью в притоки различных рек, таких как, например, Енисей или Абакан, то слышишь, как лопасти мотора твоей лодки начинают бить по камням. И сердце сразу сжимается от этого звука! А можно и вовсе напороться на скрытую под водой корягу!
Так что перед подобным путешествием лучше заранее озаботиться установкой специальной защиты для винта. Это особая сетка из металлических прутьев, которая надевается спереди и сзади лопастей, а затем закрепляется на подвесном моторе. Есть и заводские, и самодельные вариации такой защиты. Причем и те, и другие хороши по своим качествам!
Во время зимнего периода или перед постановкой мотолодки на стоянку примерьте защиту, если у вас ее еще нет. Или хотя бы попытайтесь найти такую сетку до открытия сезона навигации. И тогда никакие камни и ветки не будут страшны вашему винту. Кстати, не забудьте его снять с вала редуктора, прежде чем зачехлять подвесной мотор.
Забота о «теле»
Корпус лодки, ее дно также заслуживают отдельного внимания. Это основа, на которую крепятся другие важные элементы. После того как моторка обсохла, тщательно осмотрите ее. Отмечайте все трещины, сколы и пробоины, какие обнаружите.
Даже мелкие дефекты как в металле, так и в пластике могут повлечь за собой большие неприятности. Устранением повреждений нужно заниматься в первую очередь, сразу, как только их заметите! Не откладывайте это в долгий ящик!
А вообще… старайтесь аккуратнее эксплуатировать лодку, чтобы было меньше трещин. Скажем, поднимаясь в верховья рек или заворачивая в различные мелкие протоки, мы иногда можем на полном или среднем ходу «пройти» по камням, скрывающимся под водой. В результате появляются серьезные пробоины. А в лучшем случае можно отделаться мелкими трещинами.
Так что, если у вас нет лоцмана, досконально знающего «фарватер», или вы не уверены в том, какая глубина перед вами, лучше сбавьте ход. Регулируя скорость, внимательно осмотритесь и выберите оптимальный маршрут для своей лодки.
Выгодное «вложение» времени
Осенью, когда заканчивается сезон навигации, выделите несколько часов или дней на проверку всех агрегатов своей моторки и устранение различных проблем и дефектов. Вы не пожалеете об этом весной. Когда придет время, сможете с полной уверенностью открывать сезон, не опасаясь никаких неприятных сюрпризов, которые способна подкинуть вам капризная техника.
А чтобы она служила долго и исправно, следите за ней летом, когда наступает основной период эксплуатации. И, конечно, не забудьте позаботиться о своей лодке-моторке следующей осенью. Вновь осмотрите технику и уберите на зимнюю стоянку.
Виктор Иванов, г. Абакан
Свежие комментарии