На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Я шел за пушным зверем…

Охота на пушных зверей

Сходил на разведку в начале охотничьего сезона. На обратном пути заметил несколько куниц. Хоть и много мне уже годков, но от радости я запрыгал, как пацан. А душа аж пела и плясала! Наконец-то настали мои боевые деньки.

«Остров невезения»

Так, двух бобров я изловил. Мясо для собак и прикорма заготовлено. Бобровая струя залита спиртом вперемешку с рыбьим жиром, который без «огненной воды», словно солидол. Легальные капканы на бобра установлены. Один зарыт у муравейника, второй — под тремя ивами. Место там примечательное — стволы растут от одного корня. Не пройду мимо, не потеряю.

«Эй! А ведь у меня же еще один капкан есть! — вспомнил я. — Он стоит у студеного ручья. Да Бог с ним. Там, кажется, бобр ушел. Все ивы спилены, а ольху эти зверьки не кушают. Ну а если все же попадется? Ничего, скоро река застынет. Он там сохранится, как в холодильнике».

Хотя можно и прогадать, конечно. У меня уже был собственный «остров невезения». Тогда я из ручья вытащил только бобровый позвоночник. А все остальное словно как отрубило. «Привязанная» куница, наевшись потрохов, куда-то скрылась и с концами.

Вот уже пошел третий год, а место это до сих пор несчастливое. Еще с осени прикормишь, а наступает время промысла, и куница «подается в бега». Даже странно это. «Ладно, не переживай, все еще впереди! — мысленно сказал я себе. — Надо оснастить дальний путик, Каменку, проверить Качино, Дунай… Работы под завязку»…

Прежде и теперь

В прошлом сезоне охоту на пушных зверей открыли в октябре. Интересно: где в это время у куницы шкурка уже хорошая? Может, в Магадане? Там в основном соболя. Или в Певеке? Там тундра… Я родился в Союзе. В те времена мы пушнину добывали только с ноября или даже в декабре.

Сейчас все не так. Любители охоты на пушных зверей совсем разленились. Хотят ездить на машине или снегоходе, а не ходить пешком. Спросишь, например, знакомого:

— Саша, ты когда путик проверял?

— Не помню, дядя Витя, — ответит он. — «Буран» сломался…

Как показала жизнь, сперва надо оснастить дальние путики. Если ударят раньше времени холода да навалит снег. У-у-у… Пока все капканы взведешь, уже ночь наступит. Притом на дальнем путике одни перевалы, штук 6. Домой притащишься иной раз к 9 часам вечера.

Переправа с купанием

В прошлом году все обошлось без напряженки. Не вымок, не простыл, не провалился под лед. Кстати, это потому, что прошла бобровая лихорадка. Меньше стал по реке ходить. Так переберусь на другой берег — и все. Вот и сегодня предстоит переправа.

А пока мы сидим с моей лайкой Катериной у костерка, ожидая рассвета. Рано нас автобус привез за деревню. Да и близко совсем. Всего 10 километров. Уже выпал снег, на реке образовался ледок. Но я по нему не пойду… страшновато.

Как-то давным-давно было у меня происшествие на этот самом месте. Решил пойти по тонкому льду, надеясь на русский авось. И… ухнул прямо на дно! А холодно тогда было. Температура воздуха опустилась ниже 20 градусов мороза.

Хорошо, что быстро выбрался. Оставалось одно — бежать до деревни. Все обошлось, друг был дома. Накормил, обсушил, дал сухую одежду. В общем, с тех пор я стараюсь не ходить по опасному льду, под которым глубина… А сейчас пойду через перекат: там мелко.

Ищи-свищи капканы!

С рассветом мы пересекли Стреж и направились в прибрежные леса. «Стой! Ты забыл про бобровый капкан, — напомнил я себе. — До него 300 метров». До этого я шел по набитой лисьей тропе. Вот она резко повернула к капкану. Тревожные мысли сразу завертелись в моей голове: «Что-то тут не так? Черт! Все истоптано!».

Я бегом примчался на место и увидел припорошенный капкан. Он лежал на берегу. Видимо, попался бобр, но тушки уже не было. «Ну зачем ты вылез на берег? — думал я. — Раньше такого не случалось. Все обычно ныряли, а ты… Одно хорошо, что тушу нести не надо».

Потихоньку я добрел до ближайшего леса, чтоб найти капканы и поставить их на боевое дежурство. По пням и завалам делал круг за кругом, но свои «железяки» так и не нашел. В феврале оставил их на жердине. Но после этого лесорубы залезли сюда с трактором. Теперь ищи-свищи свои капканы!

«Началось! — вздохнул я. — Одна невезуха!». Но потом отыскал под снегом пару капканов, которые были привязаны к веткам, взвел и пошел ближе к дому. Куньих следов в том лесу не было.

Хищник на носу

К обеду я перевалил через железную дорогу и продолжил путь. Теперь мой маршрут тянулся по лесу, который был втрое больше первого. Прошагал метров 100, зашел в сосняк и радостно пошептал:

— Вот это да!

Кругом были куньи следы, причем свежие! Катька понюхала и улетела за зайцами. Бегать за куницей мне уже не под силу. А собака ловит их только в капкане. Или хватает тех, что вырвались из него. А тропить куницу уже тяжело. Поставил я капкан, на ветку намотал бобровые кишки, под ним смазал кровью. Мимо такого угощения хищница не пробежит.

Следы куниц были на каждом шагу. Как говорится, потирая руки и улыбаясь, я пошел дальше — в другой лес. Там тоже были эти зверьки. Шли мы с Катькой дотуда примерно час. Первый капкан стоял почти на краю леса.

Собака забежала первой, и началось! Визг был такой, будто она попала под машину. Я тоже мигом подлетел. У Катьки на носу болталась живая куница! Стукнул зверька рукояткой ножа, чтоб отцепился. А собаке сказал:

— Вот получила! Это тебе за зайцев, чтоб не гоняла их по лесу! А помнишь, в том году тоже так добыли куницу, которая ушла из капкана. Долго она на твоем носу болталась, пока я не подоспел. Ну, с полем нас! Хотя, как говорят на Вятке, не ту поймали…

Пройдя краешком леса еще немного, мы подошли к следующему капкану. Взглянув на хвост лайки, я понял, что там что-то есть. Вот ведь как на охоте бывает. То две потери, то две удачи. Ура!..

Рыжая плутовка

Все это произошло в начале ноября. Но вот настало время проверять путик на Осиновой горе. То место, где у меня кто-то совершенно в наглую похищал капканы. Только установишь, а он утащит! «Сейчас посмотрим! Может, попался зверек-воришка? — думал я. — Быстрей!».

Мой пес Блэк был уже там. Меня тревожило, что он может порвать добычу. Напрямик сквозь густой ельник я выскочил к капкану… и встал ошарашенный. На жердине висела большущая лиса!

— Ага! Попалась, воровка! — воскликнул я.

В том году специально ставил капкан под пень. Так она не полезла. А тут «сработали» бобровые кишочки, приманившие рыжую плутовку. Такие случаи по поимке лис не единичны. Эта у меня то ли четвертая, то ли пятая.

Да и товарищи мои ловили их сколько! И поделом: лисы не только прикорм кушают, но и рвут на лоскутки попавшихся куниц. Даже норок кушают. Ведь, как говорится, голод не тетка.

— У, паразитка! Куда заныкала мои железки? — спросил я. — Блэк, фу! Не бросайся, шкуру порвешь!

«Вот незадача! Первый капкан и такой подарок! — думал я. — Таскай теперь с собой это чудо замороженное!». На путике трофеев больше не было. Я выбрался на лыжню обходчика нефтепровода и по ней пошел к дому…

Проблема с лыжами

И вот на календаре начало декабря. Относительно тепло. Мы с Катериной на «бобровом» путике. Как раз там, где в капкан попался «пушистый дровосек», а потом его скушали лисы. Перебравшись через реку и рельсы, попадаем в лес, где много зайца и куницы.

Сойдя с дороги, я нацепил лыжи. Мы пошли с Катериной в лес, чтоб развести костер. Однако мои лыжи не бежали! «Вот незадача! Застрять на первых метрах! — мысленно воскликнул я. — Это совсем не кстати!».

Пришлось снять лыжи и очистить их от налипшего снега. Хорошо, что они хоть наполовину обиты камусом. До леса оставалось метров 500. Я решил, что дойду, а там что-нибудь придумаю. «Такая погода хуже всего. Снежный капкан да и только! — размышлял я. — Странно… и это при минус 6 градусах? И на горе?».

В молодости, когда я гонялся за лисами, мне не нужен был никакой камус. Для улучшения скольжения лыж использовал мазь из целлулоида. Бросил в ацетон игрушку или гребенку… и готово. Снег не налипает.

Правда, когда холодно станет, уже в гору не выйдешь, потому что нет отдачи. Тогда я надевал на лыжи капроновые чулки, чтобы улучшить сцепление… и все дела. Этому меня научил один из охотничьих журналов…

Как по… жиру

С трудом добравшись до леса, я стал думать: «Что тут предпринять? Может, нагреть над костром лыжи и промазать их медвежьим жиром?». Все необходимое для этой операции у меня было. Так я и сделал. После завершения процедуры положил лыжи на еловые лапы, чтоб остывали.

С рассветом, окрыленный надеждами, решил идти дальше по путику. Но, как говорится, рано ласточка запела! Я надел лыжи и прошел только 10 метров. А потом встал намертво, будто приклеился к снегу! Крепко выругавшись, сел и задумался: «Может, лыжи еще не остыли? Или медвежий жир виноват?».

Однако надо было двигаться дальше. Нагнувшись, я обломил мохнатую ветку елочки, с ее помощью протер лыжи. Идти стало легче, но ненамного. К тому ж хвоя была уж больно жесткая! Лучше подошла бы пихта, но ее не имелось в наличии…

До конца лесного участка я не выпускал из рук лапу елки. Периодически снимал лыжи, натирал хвоей и шел дальше. На открытом пространстве скользить стало намного легче. Ветра согнали мягкий снег к лесу. Это было мне на руку. Но вот поле кончилось, и все повторилось сначала.

Остановившись у очередного капкана, я принялся копаться в мешке и наткнулся на бутылку с бобровой струей. Тотчас обругал себя за забывчивость. «Балда! Вот чем надо мазать! — говорил я себе. — Ты же ею всегда пользуешься!». Спирт смыл медвежий жир, а бобровая струя обеспечила хороший накат. После этого можно было уже идти, не останавливаясь…

Полезные советы

Да, вот что еще нужно сказать о лыжах. Как-то хотел я набить на них камус, но его съела моль. А сейчас больше используют «усы». Сверлят в лыжах дыры и в них приклеивают пучок щетины. Но я побоялся такого способа. Не захотел «дырявить» лыжи.

Вместо этого «распотрошил» одежную щетку и волоски прикрепил методом «холодной сварки». Приклеил их в направляющие желобки. Да так, чтоб пучок щетинки поднялся вверх. Теперь в горы выхожу спокойно.

А если снова на улице сыро, то беру скотч и клею его туда, где нет камуса. Правда, быстро рвется. Видно, надо брать крепкий — строительный. Но у меня лыж много… Сейчас хожу на «усах», которые взял от одежной щетки. Да и всю поверхность лыж обработал методом «холодной сварки». Можно и просто эпоксидкой.

Но лучше при нулевых или плюсовых температурах на охоту вообще не ходить на лыжах. Даже на полностью обитых камусом. Он намокнет, и вы будет тонуть в мокром снегу, налипающем на поверхность лыж и набивающемся под подошву обуви. Ужас!..

Приманка для привередины

Вот и лес, где я уже месяц ловил хитрую куницу. С этим капканом вышла целая история. Поставил его на ветку елки, накидал бобрятины. Прилетел через неделю… пусто. Куница там ходила.

Снова бросил сырую печень на снег, а кусочек ее привязал за капканом. Рядом намазал все кровью. Думал, что теперь-то хищница наверняка попадется. Но все было напрасно! В капкане осталось мясо. Куница охотилась за зайцами, и, видимо, бобрятина ей не нравилась.

«Ну надо же какая привередливая! — вздохнул я. — Что ж… надо менять прикорм». И тут вспомнил, как давным-давно в этом же лесу изловил куницу. В тот раз приманил зверька на копченую скумбрию. Ладненько, теперь такой рыбы не оказалось под рукой. Пришлось вместо скумбрии предложить копченую селедку.

За месяц наблюдений я заметил, что куница и зайцы бегают по дну ложечка, который разделяется надвое. Срочно пришлось все менять: и прикорм, и место. Снял капкан с елки и унес в лог. Там выломал жердь, положил ее в развилку липы и привязал проволокой. На один край этого бревнышка установил капкан. И над ним повесил голову селедки. Вскоре кун был пойман…

Бракованные трофеи

Теперь мы с Блэком снова шли тем путиком, где недавно попалась лиса. В 2013 году там в ноябре изловили сразу трех. А нынче одни зайцы. Правда, белка есть, но она только на прикорм или собакам. Никому пушистая не нужна.

В общем, проверили мы «лисий капкан» и пробрались сквозь густые елки. Блэк там сразу за зайцами убежал. А я подошел ко второму капкану.

— Ура! Попалась! Первая на этой тропе! — воскликнул я, снимая куницу.

Но, когда присмотрелся, радость сменилась разочарованием. Живот и бок зверька были вышарканы. Такую бракованную пушнину никто не возьмет. Но что поделаешь, надо двигаться дальше. На третьем капкане было пусто. Я только стряхнул снег и вышел в поле.

Ярко светило солнышко. Стояла тишина. И вдруг… на меня налетает косач. Ударил точно «в штык». Я среагировал молниеносно: развернулся и «дал птице под хвост». На бреющем пернатый пошел вниз и упал за елочками в 100 метрах. Боком летел второй косач, но по нему я промазал.

Надо было спешить к подбитой птице! А там Блэк уже делал из красавца портянку, разбрасывая перья во все стороны. Крича на пса, я чуть не охрип. Но разве годовалый щенок сразу бросит такую вкуснятину? Конечно, нет. В итоге мне достался трофей, больше похожий на мочалку.

— Вот что ты наделал?! — спрашивал я у Блэка. — Просто форменное безобразие. Косача ты испортил, а куница сама мех вышаркала. Дупло, видать, было небольшое, оттого и достался нам зверек бракованный. Ну да ладно! С полем нас! Мне хвала за меткий выстрел. Тебе спасибо, что изловил птицу!

Норка!

До следующего капкана я не выпускал из рук Иж-27, так как на этом поле бывали тетерева. Участок, наконец, закончился, и мы зашли в небольшой лог, по дну которого бежал ручей. Он был довольно глубок, там даже жили бобры. Подойдя к ручью, я встал и глянул на елку, где находился капкан.

Убедился, что пусто, и решил, что даже приближаться не буду. Прикорм есть… и ладно. Только собрался идти дальше, но… лай собаки остановил меня. Я побежал к Блэку. «Что за ерунда! Со времен Союза такого не видел! — мелькнула мысль. — Это же норка! Вот и грязные следы!». А кобель все копал лапами и рычал.

— Обожди, сейчас! — сказал я, сбрасывая рюкзак.

Переломил ружье, вставил патроны с «пятеркой» и вылез на берег. Собака остервенело грызла корни, рыла землю и плевалась грязью. Я сильно топнул ногой. Мягкий берег чуть обвалился. Мне пришлось подпрыгнуть еще раз…

И тогда из-под кусков земли выскочила норка, плюхнулась в ручей на мелководье… и началось! Блэк кинулся за ней, я — следом. Даже не успел выстрелить. Хорошо, что погоня была недолгой. Зверек нырнул под корень березы и остался там.

Что Новый год нам готовит?

Пес опять копал и рычал. Но дерево было крепким и только с одним входом. «Кажется, попалась! — решил я. — Трещит на том же месте. Значит, будем брать!». Привязав собаку, заткнул тряпкой вход, а перед ним запалил небольшой костерок. А после вытащил затычку.

Нам повезло, дупло было коротким. И даже дырочка или трещина имелась, через которые затягивало дым. Значит, надо ждать… Собака и человек в тишине глазели под корень березы. Через несколько минут там зашуршало. Кто-то зачихал и чуть-чуть выполз из дупла. Ползаряда «пятерки» поставили на этом точку.

Почти все путики приносили добычу. А вот самый дальний — только сходы и страшную усталость. И что обидно: то куница уйдет из капкана, то совсем не реагирует на прикорм. И чего я только там ни вешал… все напрасно. Может, она у фермы питается? Или на деревенской свалке, которая рядом? Хоть что думай, а капканы пустые.

В общем, сложности… до праздников в декабре я поймал 9 штук куниц, правда, две из них были бракованными. Да еще добыл норку и лису. Посмотрим, что Новый год нам уготовит…

Виктор Проявин, Пермский край

Источник

Картина дня

наверх