На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 410 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Счастье, обретенное с гончими

Охота с гончими – одна из самых популярных охот в России. Журнал уже не раз рассказывал о различной охотах с этими собаками, но особенность их такова, что тема вряд ли может быть исчерпана даже десятком статей. Эти традиции богаты настолько, что у гончатников выработался свой особенный язык, свои правила поведения, в соответствии с которыми, например, охотник никогда не назовет гончих собаками, но только выжлецами, выжловками, а воспитанную вместе пару – смычком.

Любовь к гончим тоже особая, и рассказать о ней можно только языком, в котором реминисцирует старинный слог.

Фото: ohotniki.ru
Охоты с гончими и их нагонка, а особенно с начинающими подбираться к вершинам своего породного предназначения, насыщены довольно трудоемкими процессами, требующими в обязательном порядке регулярных, систематических выходов. Природная леность, нежелание отправиться в поход из-за негодных погод, «глубоких снегов» и непролазных троп не позволят окунуться в познание природных таинств и природных способностей гончих.
Зачем испытывать к себе жалость гончатнику, грезящему певучим гоном на сходах охотников, зачем заботиться о благополучии и комфортном самочувствии, зачем лелеять гончих вольерным содержанием? Отправляйтесь в охоту! Самозабвенно дарите гончим свободу в необъятных просторах, втягивайте их пусть и по «жесткой» тропе в нестомчивость, столь совершенно необходимую при поиске и длительном преследовании вольного зверя. Охоты и нагонки в полной мере способствуют осознанному единению охотника и его четвероногих помощников, чуткому их взаимопониманию по ходу складывающихся ситуаций в пространстве угодий. Следуя с гончими в природные ландшафты или возвращаясь из утехи, с ними «разговаривают» душевно, легко и ненавязчиво. Повелительные наставления также сослужат пользу. Охотник обязательно воспользуется очень строгим обращением к непокорным, отлынивающим от послушания. И со временем они, услышав и увидев требовательного ведущего, определившего «закат» в охотничьем деньке, хотя и поскуливая, но все же безропотно улягутся даже и на горячем, гонном следу зверя. Не позавидую охотнику, если случится прохлопать ему таковой момент. Соблазнившегося надеждою добыть зверя в остаток дня, прикрываемого теменью, ждет не всегда благоприятный исход. А походить в ночи придется долгонько и накричаться в волю, чтобы в удачный миг остепенить и призвать к себе разъяренных, да к тому же непослушных гончих.
Вообще вязкие и целеустремленные выжлецы и выжловки являют собою совершенство гончей. Таких стоит беречь, сохранять любою ценой, стойко преодолевать мерзопакостную непогодь и нередкие выяснения отношений производственно-бытового характера. Что они значат рядом с мечтой, сотворившейся былью! Здесь и сейчас в ночи бушует гон! И заливистые голоса азартной погони греют душу гончатника, извлекают ее из горемычных переживаний, помогают найти верное решение.
Впервые потеряв гончих в сошедшей на землю тьме, не хочешь возвращаться домой. Все помыслы о них, тревога гложет сердце. Но, рискнув однажды и вернувшись на рассвете с тяжким камнем на душе, с недоверием и восторгом обнаруживаешь «беглецов»! Обычно только и остается подкормить «полуночников» да дать им отлежаться до полного света. А самому испить чайку и с решительным, жизнерадостным настроем войти в охоту второго выходного дня! Такие уроки поучительно влияют на гончих, на будущее они усваивают, где им нужно ожидать охотника, оставившего следы к месту стоянки и опознавательные «знаки». Однако в период охотничьего сезона целесообразно или заранее снять гончих с гона, или дождаться их. Каждый охотничий день на счету (на все провсе – тринадцать пар выходных), И его надо использовать интенсивно и рационально, чтобы пресытиться воспоминаниями, а не корить себя за напрасно утраченные охоты.
Непозволительно забывать о том, что гончие, не обученные осторожному отношению к незнакомому люду, исчезают порой в неизвестности, удаляются на непостижимые собачьему разуменью расстояния от родного края. Хозяева их не ведают, где шляются подопечные, не соизволившие прибыть на призывные голосовые стоны вперемежку с дребезжащими звуками «дудок», извергающих гнев исполнителей, кличущих гончих. А поиски их, кому не известно, прерывают запланированную охотничью эпопею и безжалостно жгут, испепеляют душу гончатника.
В то же время упорного гончатника не должно волновать, каким образом и в какую даль зайчишки русачишки и остроухие лисички увлекут за собой разгоряченных четвероногих преследователей. Он должен быть поглощен основною идеей: неустанно заставлять гончих гнать азартно и уверенно по следу зверя с его премудрыми ухищрениями в покровительствующей ему природе.
Конечно, непростая задача – подготовить и подобрать истинных гончих, но при душевном желании и изысканных возможностях, при колоссальных физических нагрузках на тело и неуемной настойчивости разума рано или поздно это случится. Самостоятельно развитым толковым полазом, пользуясь своим породным даром-чутьем, вынудят они зверьков покинуть свою лежку в укромном закуточке, избранном для отдыха. И потянутся, потянутся в гон, в стихию погони! Не к зверьку, а к следу его из поколения в поколение умопомрачительно пристрастившиеся, настырные гончие в воле, предоставленной надзирающими гончатниками, отбирающими в воспроизводство лучших.
Эти создания, чарующие своими породными голосами, добравшись до зверька, добытого из-под гона, потрепав лисичку или отведав заячьих пазанков из рук меткого охотника, кидаются с его позволения снова в поиск.
Случается порой, что в сценарий «спектакля» могут внедриться вольноопределяющиеся, не учтенные программой охотнички. Те, что чести не блюдут, совести не имеют. Им не в тягость по зверю из-под чужих собак выстрелить или, хуже того, бестолково подставиться под гон, порушив в одночасье предполагаемый ход событий. Но обстоятельствам зверь изберет побочные стежки-дорожки, и перекрыть их оперативно, грамотно и своевременно удастся не каждому охотнику. Вот тут-то и пригодится значимо не внезапно образовавшееся везенье, а смекалка, сформированная у закоренелого гончатника полномасштабным практическим опытом.
Доступнее всего опыт добывать, постигать и совершенствовать опять же в период нагонок, когда гончатник, допытывающийся секретов охоты с гончими, чрезмерно не скован в поступках, не захвачен соблазном охотничьих помыслов и владеющей им непомерной обузою – «Добыть зверя!». Хотя без поставленной цели кто добьется результата?
А сама охота за старательными! методичными нагонками с анализом и обсуждением их подоспеет в заслуженную пору. Разудалые охотничьи эпизоды нахлынут потоком острых ощущений, сольются в единой целое – успевай только сопоставлять, как и что творилось на охоте.
Охотник снова и вновь осмысленно, неукоснительно будет «держать» на слуху голосистый концерт паратых солистов, коим уже и не требуется поводырь на «сколах» Страдающие, рыдающие, любезные сердцу голоса гончих даже при сильном ветре направляют в правильный маршрут и по незнакомой местности охотника-скорохода, подстраивающегося умело под гон. Поели одной-двух напряженных охот, с выскакивающей наружу «теплотдачей» охотника, и эти местечку сроднятся, а там и совсем новые не запутают, не обманут, а станут дарить радость успешных охот. Апофеоз охоты – поджидающий гон в угаданном с учетом обретенного опыта «квадратике», на лазу, когда, уже отдышавшись, необременительно вправляет мушку в передние лапки зверька, мчащегося во весь размах скороспелых конечностей прочь от спеющих преследователей.
Вы-ыстрел!
И гончие уже рядышком, одной капеллой в ликующей компании с виновником торжества!
Гончатник, справивший марш-бросок, заметит кварталок, в котором оборвался гон, а значит, ему, в случае необходимости, проще будет подозвать к себе гончих, наманить и наставить на след вдруг перевиденного зверька, отделавшегося загадочным исчезновением на тропе, неблагоприятной для чутья гончих. Если смолкший гон возобновится, то охота вспыхнет еще одним завораживающим представлением, и охотник этому чуду несказанно возрадуется!
Как печально пагубны для гончих петли, устанавливаемые любителями-кустарями на тропах, проторенных зверьем! И тут повезет охотнику, очутившемуся поблизости от места возможной трагедии. Он освободит из одного «захвата» свою гончую и заберет из другой петли лисицу, живую и невредимую. Гончая, не оставленная в беде, отслужит впоследствии доверительной благодарностью. Охотничья труба, оглашающая окрестности мелодичными сигналами, окажет услугу, когда ее владелец услышит ответные возгласы «привязанной» гончей. И такая обнадеживающая ситуация сложится лишь у привыкшего мерить своими шагами пространства охотничьих угодий, не надеясь лишь на яркую, композиционную, чуть не по нотам, игру «дудки», направленную, может случиться, не по нужному «руслу».
В полнейшую прорву отправляет гончих гон по косулям. Другие справляются с всеобъемлющею нагрузкой, воссоединив быстрое, смекалистое передвижение с голосами гончих. Охотник-гончатник прекратит гон не павшею от выстрела косулей, а приказным тоном с конкретными действиями и заставит застыть гончих на жарко пахнущих отпечатках маленьких копыт. Как максимум за пару охотничьих сезонов с нагонками в межсезонья, заплатив адским терпением и гудящими ногами, отваживают гончих от преследований! косуль. Охотник-гончатник, сочетающий в своем мощном, концентрированном поведении планомерно и пропорционально чувство степенности с решительными действиями, окажется в достойной охоте.
Охота с гончими призывает охотника шествовать творческой поступью со знанием дела, проявлять непременную сообразительность во взаимосвязи с прозорливою наблюдательностью и кропотливым контролем за происходящими событиями. И за то дарит она посвященным счастье!
По материалам журнала «Сафари», 2007 год

Картина дня

наверх