Саксаульник — лес пустынный, только его заросли вовсе не деревья, а кустарник, относящийся к семейству маревых. В мире насчитывается около десятка его видов. В бывшем СССР произрастали три из них, однако мне за время работ в геологоразведке довелось видеть всего два: черный и белый. Называются оба так по цвету коры, она у них совсем тонкая и по структуре от древесины ствола почти не отличается.
Высота черного саксаула якобы может доходить до восьми метров. Однако встречавшиеся у нас заросли и отдельные кусты были почти вдвое ниже. Их высота составляла не более четырех-пяти метров при толщине стволов до 20—25 см. Белый саксаул на этом фоне и вовсе коротышка. Он вырастает на полтора-два метра, встречается обычно в виде отдельных невзрачных кустиков на склонах и даже на вершинах барханов.
Сама древесина удивляет чрезмерной крепостью и в то же время хрупкостью. Топором саксаул не рубят. Ветки просто ломают, а стволы разбивают обухом топора или тяжелым молотком-кувалдой. Горит саксаул очень жарко. Он совсем не гниет, торчащие из песка причудливо скрюченные сухие стволы с обнаженными выдуванием песка корнями сохраняются целехонькими десятилетия и похожи на странных лохматых чудовищ.
Считается, что саксаул не дает тени. Это не совсем так. Тень он дает, только не густую. «Листочки» у саксаула длиной 10—15 сантиметров в виде мягких иголок темно-зеленого цвета и почти без запаха. Тем не менее в такой хлипкой тени укрываются от лучей полуденного солнца многие животные: джейраны, сайгаки, лисицы, волки…
Саксаульная сойка_by sussexbirder@FLICKR.COM«Птица-иноходец»
В Южном Прибалхашье в пустыне Сары-Ишикотрау живет очень редкое и удивительное пернатое — саксаульная сойка, вернее ее илийский подвид. Впервые эту птицу добыли и описали лишь в 1911 году, а гнездо обнаружили через 46 лет. «Жорга-торгай» — так называет сойку местное население. В переводе это означает: «птица-иноходец». Сойка редко пользуется крыльями, предпочитает перемещаться пешочком. Летом она бегает подобно лошади, не раскачиваясь из стороны в сторону, в отличие от других птиц. Зимой, особенно после снегопада, передвигается прыжками, словно воробей или сорока.
Соседка сойки, дрофа-красотка, так же бегает, не раскачиваясь, что я не однажды видел своими глазами. Однако ее почему-то иноходцем не называют. Чаще всего сойка живет в зарослях черного саксаула рядом со старыми чабанскими стоянками. Там пернатым легче отыскивать корм среди унавоженной овечьим пометом почвы.
В Южном Прибалхашье наша партия работала в течение трех полевых сезонов, сменив при этом шесть стоянок. Вблизи лишь однажды довелось мне встретить диковинную птаху, она неожиданно выскочила из-за большого куста саксаула, стремглав промчалась мимо меня и исчезла за песчаным бугром. Я даже не успел ее толком рассмотреть и определить, что это за птица такая шустрая. Позже в одной из книг увидел рисунок с ее описанием и понял, что встретился в тот раз с песчаным иноходцем буквально нос к носу.
Илийская сойка величиной поменьше голубя-сизаря, примерно с обыкновенную или даже малую горлицу. Оперение окрашено в три цвета: светло-серый, бледно-розовый и черный.
Осторожное и чистоплотное создание
Птица скрытная и молчаливая, вся ее жизнь связана с саксаулом. На нем сойка устраивает гнездо, которое сооружает из ломких и кривых веточек. Такая предусмотрительность спасает потомство от гибели под копытами овец. От этих животных страдают многие птицы пустыни, гнезда которых расположены на земле. Зимой саксаул обеспечивает сойку пропитанием, его летучие семена гроздями висят на ветках. Заросли укрывают «иноходца» от пронизывающего студеного ветра и служат наблюдательным пунктом для обзора окрестностей.
Издали обнаружив приближающуюся опасность, сойка слетает на землю и, маскируясь среди складок рельефа, скрытно удаляется на безопасное расстояние. Иногда может залечь в укромном месте, где ее обнаружить практически невозможно. Далеко не все птицы ведут себя так, с позволения сказать, разумно. Рябки, саджа, дрофа-красотка, пустынные жаворонки при приближении человека обычно взлетают. Сойка это не делает никогда! Она предпочитает хорошо спрятаться, ее даже не увидит одинокий путник, бредущий по безлюдной местности.
Сойка относится к врановым, но отличается от них тем, что содержит в чистоте гнездо с птенцами. Принеся еду и покормив потомство, обратным рейсом жорга-торгай уносит в клюве помет малышей. Гнездо в кустах тщательно замаскировано, не случайно его так долго не могли обнаружить даже специалисты-орнитологи. Мне тоже не довелось увидеть это «убежище», хотя в саксаульниках бывал часто. Весной наведывался туда во время сбора белых пустынных грибов, летом искал там волчьи водопои, а осенью и зимой охотился на зайцев-песчаников.
Владимир Борецкий, Рязанская область
Свежие комментарии