Иногда бывает, что решения, принятые на ходу, буквально подсознательно, оказываются самыми верными. Так было и в тот раз. Собираясь на Нижнюю Волгу, чтобы половить «белую» рыбу впроводку, я вдруг натолкнулся на длинное маховое удилище и автоматически сунул его в чехол. Может быть, сыграл принцип спортсменов — на соревнования брать всё, но уж точно не было цели в очередной раз попрактиковаться с длинным «махом».
Планов громадьё
Уже несколько сезонов я пытаюсь определить возможности ловли «белой» рыбы поплавочной удочкой на Нижней Волге. Пробовал ловить штекером и получил отличный результат. Но из-за громоздкости штекерного оборудования и малой распространённости этого способа ловли даже в Москве (не говоря уже о регионах) от такой практики я пока отказался. Самой результативной оказалась болонская снасть. Она позволяет производить относительно дальний заброс (следовательно, появляется множество доступных для рыбалки мест), отлично приспособлена для ловли на течении, и ею удаётся вываживать крупную рыбу, поклёвка которой на Нижней Волге весьма вероятна. Поездка на Нижнюю Волгу поздней осенью ещё раз подтвердила это — на найденной точке отлично ловился лещ именно болонской снастью. Оставалось только набрать статистику и сделать выводы.
Однако рыбалка интересна именно своей непредсказуемостью. То ли более ранний приезд, то ли немного изменившиеся условия (яму, возле которой происходила ловля, слегка размыло весенним паводком), но первый выход на воду принёс лишь разочарование. Несколько плотвиц и подлещиков, пойманных в течение дня, — хороший результат для Подмосковья, но не для Нижней Волги. Чуть подсластил пилюлю почти килограммовый язь, пойманный под конец рыбалки. Стало ясно, что прошлогодняя тактика не работает.
Вечерние размышления по поводу неудачи натолкнули на мысль, что язь приплыл на прикормку с более сильного течения. Возможно, в более тёплой воде рыба ведёт себя активнее и, пока вода не остынет, не станет перемещаться на участки с замедленным течением. Что ж, остаётся пробовать эту версию.
Течение и глубина
Следующее утро, естественно, застало меня на воде. Вчерашнюю снасть с поплавком массой 12 г я категорически забраковал, поскольку на волжском течении и при глубине около 5 м эту оснастку выдувало как гусиное пёрышко. Ничего страшного, у меня есть поплавок и потяжелее. Достал из пенала 20-граммовый, уж он-то не подведёт. Оснастка стала работать вполне приемлемо, но рыба как-то странно реагировала на прикормку. С одной стороны, она её интересовала, а с другой — на протяжении всей ловли происходили лишь кратковременные выходы рыбы: случалось несколько резвых поклёвок, а затем наступал довольно длительный перерыв в клёве. Причём в улове на течении стал преобладать голавль, а несколько рыбин явно были под 0,5 кг. Стал анализировать, что я делаю не так. Либо нет достаточной точности ловли, либо прикормка слишком лёгкая, либо кратковременные выходы рыбы означают, что ей приходится выскакивать из более комфортного места, куда она вновь уходит. Первые две версии счёл маловероятными, поэтому решил половить прямо под берегом, на нижней части берегового свала. В месте ловли была весьма длинная прибрежная отмель, шириной 7 м, которая заканчивалась резким свалом на глубину, где иногда происходили зацепы за корни деревьев и небольшие ветки. Перебросить его болонской снастью не составляло труда, но необходимо забрасывать очень точно. Если заброс и проводку сделать чуть дальше, насадка поплывёт в толще воды, и рыба ею не заинтересуется, а если чуть ближе — сразу случится зацеп. Как будто бы специально для этих условий в чехле оказалось длинное маховое удилище. Очень кстати на берегу нашёлся мостик, сделанный туристами из старой двери, на котором удалось разместиться вполне комфортно.
Раскладываю длинное, 10 м с небольшим, штекерное удилище, два верхних колена которого оснащены эластичным амортизатором. Те оснастки, которые я использовал с ним в Подмосковье, я даже не взял, ведь ясно, что для Нижней Волги они не годятся, поэтому смонтировал оснастку прямо на месте. Болонский поплавок на 10 г — то, что надо, а большое грузило-«оливка» и пара тяжёлых подпасков быстро огрузят оснастку на течении и придавят поводок ко дну. Основную леску выбрал диаметром 0,18 мм, поскольку возможны «мёртвые» зацепы, а поводок решил подобрать в ходе ловли в зависимости от поклёвок и наличия зацепов. Предварительный промер глубины без поводка показал 3,8 м и небольшое понижение дальше от берега. Делал несколько проводок с поводком и почти на каждой из них случался зацеп, от которого либо удавалось освободиться, либо приходилось «выкорчевать» очередную ветку или ракушку. Шары прикормки полетели в воду, и на очередной проводке вполне зачётная плотва растянула амортизатор.
Прикормка и насадка
В дальних поездках и вне соревнований я почти всегда использую недорогие отечественные смеси. В данном случае — основу прикормки составлял «Премиум Карп» фирмы «Сабанеев». Такой выбор не должен удивлять, поскольку гораздо более важным является работа прикормки в конкретных условиях, чем соответствие рыбы, которая на неё ловится, нарисованной на упаковке. «Премиум Карп», на мой взгляд, подходит для нижневолжской рыбалки по ряду причин. При достаточном увлажнении эта прикормка отлично склеивается, обладает весьма насыщенным ароматом; в составе достаточно много крупных частиц (в том числе пелетса), которые пролонгируют её действие и привлекают крупную рыбу. Для небольшого затемнения прикормки и увеличения общего объёма я добавлял ещё «Плотву» и дополнительно примерно 0,5 кг пелетса. Требуется добавить в прикормку грунт. Но с этим компонентом в низовьях Волги могут быть проблемы, поэтому небольшой мешочек высококлассной окской земли у меня припасён в багажнике автомобиля и при необходимости я смешиваю её с местным суглинком. Однако в тот раз мне удалось найти вполне приличный местный грунт, который после пары просеиваний через 5-миллиметровое сито вполне удовлетворил моим требованиям.
На весь недлинный осенний день ловли мне хватило 5 кг сухой прикормки и примерно 10 л просеянного грунта, что, учитывая невысокую стоимость компонентов, весьма доступно, особенно по сравнению с затратами на ловлю вблизи столицы.
Чтобы смесь получалась максимально клейкой, грунт и сухую прикормку необходимо вначале смешивать и только потом добавлять воду. При отсутствии шуруповёрта смешивать такой объём прикормки лучше в мягких клеёнчатых вёдрах, а чтобы её не переувлажнить, необходимо добавлять воду в три-четыре приёма. После каждого увлажнения и перемешивания следует давать прикормке настояться 10–20 минут. Я делал прикормку хорошо увлажнённой и очень тяжёлой, что необходимо для сильного течения. При этом она должна полностью распадаться в воде за 20–30 минут, иначе от этой прикормки пользы будет не больше, чем от простого камня. В прохладную погоду она может храниться долго, поэтому, чтобы не терять драгоценное утреннее время, на многодневных рыбалках я замешиваю прикормку с вечера, а утром только корректирую состав и добавляю животный компонент. В качестве этой важнейшей составляющей я мог выбрать либо червя, либо опарыша. Как ни странно, но «заслуженный и прославленный» на Нижней Волге червь работал намного хуже, чем опарыш. Стоимость червя в несколько раз выше, чем опарыша, а кроме того, серьёзный минус червя ещё и в том, что в жаркое время его крайне сложно хранить и перевозить. Без сумки-термоса и хладоэлементов это сделать невозможно. Осенью проблем с перевозкой червя не было, но всё же мешочек с «сабанеевским» опарышем, который я привязал к ручке пятой двери на машине, пропутешествовал со мной в Карелию, Нижний Новгород, а через два месяца после покупки доехал до Нижней Волги и оказался вполне бодрым и здоровым. В готовую прикормку я добавлял одну-две горсти опарыша. Некоторые проблемы опарыш создавал своим движением, разрушая прикормочные шары. Чтобы охладить этот пыл, можно было обдать его кипятком, но я этого не делал, и вовсе не из гуманных соображений, а потому что небольшое количество живых личинок лучше привлекает рыбу. Того же опарыша использовал и для насадки, а поскольку некоторые личинки были разноцветными, я варьировал цвета опарышей на крючке, хотя большой разницы в поклёвках не заметил.
А жизнь то налаживается!
Вслед за плотвой подошёл и начал ловиться голавль, для него, конечно, оснастка в 10 г была очень тяжёлой. Эта рыба любит лёгкие и тонкие оснастки, поэтому при ловле голавля было много пустых подсечек. Рыба, почувствовав сопротивление, бросала крючок с насадкой, прежде чем я успевал подсечь её длинной маховой удочкой. Постепенно подошедшая рыба начинает ловится почти на каждом забросе. Классическая схема прикармливания (три-четыре шара прикормки величиной с мандарин каждые 30–40 минут) приносит долгожданный результат — подходит язь. Увесистые рыбины, более 1 кг, клюют через 5–10 минут после очередного прикармливания. Повторных поклёвок язя до следующей прикормки практически не происходило, поскольку эта рыба крупная, её привлекала только солидная порция еды. В перерывах между поимками язя можно было развлечься ловлей подлещика на 300 г и более чуть ли не на каждой проводке или попытаться подсечь очередного голавля.
Несомненно, одним из главных помощников в ловле язя стал резиновый амортизатор. Даже на маховой удочке он радикально улучшает процесс вываживания рыбы. Ни одного схода язя у меня не было. Да и остальные сходы (в основном голавля) были единичными. Резина диаметром 1,2 мм отлично амортизировала рывки рыбы, вытягиваясь из удилища до 1,5 м. Это означало, что резерв для вываживания более крупной рыбы достаточно велик, ведь резина амортизатора моей удочки может растягиваться до 7–8 м, и в этом диапазоне ещё можно удержать трофей. К тому же ничто не мешает при необходимости поставить резину потолще.
На следующий день с учётом того, что накануне забросил достаточно большое количество корма, я рассчитывал на подход более крупной рыбы, но этого не произошло. Схема ловли практически не изменилась, поклёвки, как и вчера, происходили почти на каждом забросе, разве что рыба стала ловиться немного крупнее. В итоге поймал несколько крупных язей, один из которых потянул на 1360 г., вполне приличного, около 1 кг, подлещика и кучу разнокалиберной «мелочёвки» до 0,5 кг (в основном ловились подлещик и голавль). С одной стороны, это подтвердило, что прикормка, особенно с пелетсом, может работать длительное время, а с другой — стало ясно, что в данном месте явно не стоило рассчитывать на подход трофейного леща, видимо, для него не подходили условия и необходимо было искать другое место.
На мой взгляд, потенциал Нижней Волги для поплавочной ловли «белой» рыбы недооценён. Здесь, как нигде, можно рассчитывать на поимку настоящего трофея. Пресс рыболовов-поплавочников на популяции нехищной рыбы сказывается намного слабее, прежде всего, потому что её гораздо больше, чем хищной, и потому, что поплавочников на берегах этой реки намного меньше. Конечно, рыбалка в условиях Нижней Волги трудная, необходим довольно серьёзный и своеобразный подход, но тем ценнее результат такой ловли.
Свежие комментарии