В 1954 году я пошел учиться в седьмой класс — в школу в селе Стрежевое (ныне — город Стрежевой) Александровского района Томской области. Оно раскинулось на берегу небольшой речки, которая впадала в Обь.
В селе был колхоз, на полях сеяли пшеницу, овес. Скотники разводили свиней, имелось стадо коров. А основными грузоперевозчиками в те годы были лошади.
Попробуйте добыть трофей!
По приезду в село я сдружился с двумя Володями — Харчевниковым и Михайловым. Как-то в ноябре в выходной день мы решили сходить на охоту. Снегу в тот год выпало мало, ничего не препятствовало нашей прогулке. Вышли за колхозные поля и двинулись кромкой леса. Мы неплохо вооружились для своих лет: я нес школьную малокалиберную винтовку ТОЗ-8, а мои товарищи на двоих имели одностволку 16-го калибра.
Охотничьего опыта у меня было побольше, чем у друзей. Вскоре мне удалось обнаружить гайно (дупло или гнездо. — Прим. редакции) белки на высокой ели. Я попросил товарищей помочь: они согласились постучать по стволу этого дерева. При первом уже ударе белочка выскочила из своего убежища и уселась на сук. Я прицелился ей в голову и нажал на спуск… пушистый зверек упал.
Кромкой леса мы пошли дальше. Приблизительно через пару километров с левой стороны начал появляться редкий сосняк. Вскоре наше внимание привлекла стайка косачей (тетеревов), расположившихся на одном из деревьев. Расстояние до пернатых составляло около 200 метров.
— У меня трофей уже есть! — сказал я товарищам. — Теперь вы попробуйте добыть!
Ребята сразу отказались: место открытое, и подойти на дистанцию выстрела из ружья не получится.
Мне же захотелось попробовать.Я осторожно приблизился метров на 50, на глаз прикинул оставшееся расстояние. Поставил прицельную планку на 150 м, опустился на колени у сосны. Ствол прижал к дереву, навел винтовку на косачей, взял на «мушку» птицу, что сидела более открыто, а остальных частично заслоняли ветки.
Плавно нажал на спусковой крючок, щелкнул выстрел… тетерев упал. Стайка улетела, а я побрел к тому дереву. Дошагал, нашел ямку в снегу и поднял красавца-косача. Осмотрел тушку, ища то место, куда угодила пуля. Повертел птицу в руках и с удивлением убедился, что крови на перьях нет. Отнес трофей ребятам, попросил их тоже глянуть:
— Не пойму, куда я ему попал…
Втроем мы по очереди крутили тетерева, осматривали со всех сторон, но так и не нашли места, куда ударила пуля. Придя домой, я ощипал птицу, но пробоины не обнаружил. При очень тщательном изучении заметил синячок в верхней части спины, где начиналась шея. Мне пришло в голову, что тетерева поразил поток воздуха от пролетевшей вплотную пули…
Опасный эксперимент
В 1957 году, окончив ремесленное училище № 5 в городе Томске по специальности «Слесарь по ремонту автомобилей и тракторов», я получил распределение в село Чилино в Кожевниковском районе. Со мной туда же отправились детдомовцы Леня Мусичкин и Толик Кузьмин. Вместе с нами поехал и Коля Доронин — паренек из этого села, учившийся на электромеханика.
Мы стали дружить, по вечерам собирались в местном клубе, который располагался в здании бывшей церкви. После киносеансов в селе иногда устраивали танцы. Я играл на гармошке, которую освоил еще в училище. Этот музыкальный инструмент купил с третьей зарплаты. Потом стал обладателем фотоаппарата «Смена-1», которым меня премировали после окончания уборки хлеба.
Мне также поручили в свободное от работы время заведовать «красным уголком» машинно-тракторной станции. Там были библиотека, бильярд, баян… и несколько образцов оружия — пулемет Дегтярева, кавалерийский карабин и четыре малокалиберные винтовки ТОЗ-8. Одну из них мне разрешили постоянно держать дома. По выходным я мог отойти подальше в чащу и пострелять.
Как-то поздней осенью, когда уже выпал небольшой снег, мы с Колей отправились с винтовкой в лес. Там встретили парней из нашего села, они были с ружьями. Ребятам захотелось пострелять из «мелкашки». Я предложил им испытание: положить на пенек в 30 метрах заряженный патрон и попасть точно в капсюль.
Никто больше не вызвался продемонстрировать свою меткость. Тогда я сам взял винтовку и опустился на колено. Все дружно выстроились за моей спиной. Тщательный прицел… выстрел, и… раздался небольшой взрыв. «Сработавший» боеприпас немного не долетел до нас и упал в снег. Больше повторять этот опасный эксперимент нам не захотелось…
Проверка меткости
Отслужив в рядах Вооруженных Сил, в 1961 году я приехал на недельку в село Чилино, остановился у Дорониных. Их сын, а мой друг Коля еще был на Камчатке в Ракетных войсках. Его призвали в ноябре, а меня пораньше — в конце июля. Папа Коли, дядя Родя, работал в школе завхозом и «трудовиком». Когда я ушел на службу, винтовки забрали из «красного уголка» и передали в местное учебное заведение. Теперь «тозовки» находились в ведении дяди Роди.
У Коли был младший брат Леня, которому исполнилось лет 12. Вот с ним мы в один из солнечных дней взяли винтовку и пошли на озеро — поохотиться на уток, благо сезон уже открылся. От поселка нужно было идти километра три по дороге. Ширина водоема составляла около 150-160 м. Пернатые летали над другим берегом.
Я сделал два выстрела и… поразил двух гоголей. Леня смотался за ними, и мы отправились домой. По пути встретили офицера-отпускника, который закончил Томское артиллерийское училище. Мы с ним немного пообщались, поговорили и про оружие и точные выстрелы. Я предложил очередное испытание: поразить отдельно торчащую ветку толщиной примерно с провод высоковольтной линии.
До цели было приблизительно метров 40. Мы договорились, что будем вести огонь из положения стоя. Я попал со второго выстрела, а офицер пять раз промазал и отказался продолжать состязание. На прощание он сказал мне:
— Ты так точно бьешь, что тебе надо идти в снайперы!
Но я не пошел по этому пути… В 1963 году переехал в город Советская Гавань в Хабаровском крае. У нас с женой родились сын и дочь… потом появились внуки…
А я, как начал заниматься охотой с шести лет, так и не прекращаю. Имею свой участок в 35 километрах от города. Всю жизнь промышляю один. Самостоятельно научился добывать всех зверьков, крупных животных и птиц, что водятся у нас и на которых разрешена охота. Например, в 2008 году поразил лисичку точным выстрелом из ружья Иж-12 16-го калибра дробью «тройкой» с расстояния около 45 метров. Добывал медведей, кабанов, рысей. Всегда ношу с собой фотоаппарат-«мыльцу», чтобы делать снимки своих трофеев.
Юрий Нагин, Хабаровский край
Свежие комментарии