В один из дней ноября, который делал свои первые шаги, погоде наскучило время от времени бросать жидкие снега на землю томскую. Наконец, небеса рассердились и по-настоящему, обильно, длительно сыпанули с хмурой высоты. Через день на земле не осталось серых пятен, а сучья на деревьях, ветви на кустарниках покрылись рыхлыми, снежными шапками.
Тронь ветку, и с нее повалятся белые, пушистые «подарочки» на голову, за шиворот случайному прохожему.Наконец, метель стихла. Я заглянул в гараж к Владимиру Александровичу, своему товарищу, «на огонек». Мой друг из угла в угол «гонял воздух» озябшими ногами. Гараж был подготовлен к зиме, и в нем решать свои внутренние проблемы хозяину оказалось удобно. Будучи охотником и рыбаком, я спросил:
— Как полагаете, зайчишки окончательно сменили свои серые шубки на белые? Или среди них встречаются нерадивые, которые не торопятся расстаться с летней одежонкой?
Не дождавшись ответа, я сам и изрек, считая себя «умнее других»:
— На правых «бывалого» заявляю, что у некоторых из них на спине осталась жидкая рябь, но возможны и варианты.
Владимир Александрович согласился, что пора зайчишкам сменить шубку на зимнюю. Мой товарищ многие годы проживает на томской земле, крепко держит ружье, спиннинг и удочки не выпадают из его крепких рук. О природе отзывается похвальными словами, и речь не расходится с действиями.
Я попросил Владимира Александровича рассказать о каком-либо случае, которые нередко бывают с рыбаками и охотниками. Эти люди, проводящие много времени на лоне обожаемой ими природы, зачастую становятся героями интересных, забавных, а то и анекдотичных историй. Он какое-то время подумал, расхаживая по гаражу, и раскрыл душу:
— Об одном случае расскажу!.. — произнес хозяин. — С тех времен сибирская земля-матушка многократно избавлялась от обильных снегов. Много переполненных ручьев уносили вешние воды в реки, несчитанное число озер выходило из своих берегов. В те далекие годы моя голова не была обсыпана белым снегом, среди жидких волос не пряталась плешь, на лице и лбу не теснились досадные морщины.
Я жил в одном из поселков в окрестностях города Северска. Окна моего дома с любовью смотрели на холодную широкую реку. Они временами закрывались шторами, временами подмигивали яркими бликами, что в дождливый вечер отражались от лампочек, висящих на проводах. Этот свет словно говорил: «Мы вас видим, темные воды, хоть в сумрак, хоть в ночную мглу… Беспокоимся, не зная почему! В дневное время окошки нашего дома вместе с лучами солнца передают привет вам, бесконечно бегущие воды!».
Как-то в разгар весны я и два моих товарища, оба хорошие охотники и рыбаки, встретились на улице поселка. Мы хотели со всех стороны обсудить вопрос предстоящего в мае открытия сезона, когда можно будет добывать водоплавающую и боровую дичь. Каждый год все с нетерпением ждали весенней охоты, надеясь на удачу.
Я уговорил родственника отвезти нас на моторке в места угодий, пообещав ему: «Если на наших ружейных мушках окажутся селезни или прочая пернатая братия мужского пола, мы тебя не обидим, поделимся трофеями!..».
И вот, наконец, открылся сезон весенней охоты. В условленный день родственник доставил нас на один из огромных островов, прицепив позади своей моторной лодки нашу легкую алюминиевую. Вторым заходом переправил к нам еще одно плавсредство. Мы вытащили их на берег и занялись неотложными делами: сложили вещи в одно место и начали собирать хворост для костра.
Спасательная операция
Юрий (один из нашей компании) направился за водой для чая к длинному озеру местами до 100 метров шириной. Наполнив котелок, с интересом осмотрелся. Внимание Юрия оказалось приковано к середине озера, где находилась льдина, омываемая водой. На ней сидели шесть зайцев. Он закричал:
— Друзья! На ледяном острове — зайцы! Смотрите: один — серый, остальные — белые!
Забегая вперед, скажу, что ушастый зверек другой раскраски оказался зайчихой. Я и еще один наш товарищ, Виктор, побежали к озеру. Действительно, в тревожном ожидании неизвестного на льдине сидели шестеро длинноухих. Без лишних слов мы решили помочь зверькам, оказавшимся в беде.
Наша охотничья компания расселась по лодкам и поплыла к зайцам, огибая льдину с двух сторон. «Косые» забеспокоились, побежали в дальний конец своих владений. Животные проваливались там, где лед превратился в кашицу. Мы тоже убедились, что «айсберг» не отличается особой прочностью. Когда, проплывая у краев льда, касались его веслами, он с шуршанием разваливался.
«Младшие братья», находясь в смертельной опасности, почему-то убегали от нас, пока не оказались у дальнего конца «ковчега». Дальше пути не было. Некоторые «косые» побежали назад и стали прыгать в озеро. Окунувшись в смесь мелкого льда и воды, зайцы беспомощно барахтались там, молотя передними лапками, оставаясь на одном месте. Холодная, смертельная ловушка не позволяла зверькам плыть.
К счастью, мы подоспели вовремя. Хватали животных за уши и сажали в лодки. К оставшимся на льду подплыли вплотную. Под напором наших посудин «айсберг» с шумом разваливался на длинные льдинки, которые опускались в темную глубину. «Трусишки», сгрудившиеся на последнем пятачке, без проблем были пойманы и посажены в лодки.
Удаляясь от своего «островка», превратившегося в скопление льда, зайчишки вели себя беспокойно. Затем они расселись столбиками, свесив передние лапки, с надеждой всматриваясь в приближающийся берег. Вскоре наши суденышки коснулись его, «везунчики» сыпанули из лодок в разные стороны и исчезли в кустарнике.
Когда ушастые зверьки оказались на свободе, мы вернулись к своему пока не развернутому лагерю. Я поделился мыслями с друзьями об оказавшихся в затруднительном положении зайцах. Вероятно, гуляя по просторам острова, «косые», которым пришла пора озаботиться продолжением рода, встретили самку.
Под влиянием гормонов ушастые «кавалеры» устремились за ней. Позднее один за другим к этой компании присоединились и остальные самцы. Борьба за приоритетное обладание вниманием «дамы» была серьезной. Ударом задних лап заяц может нанести своим врагам серьезные увечья. Скорее всего, спасаясь от возбужденной группы «ухажеров», самка выбежала на замерзшее озеро.
Возможно, потом погода переменилась, пошел дождь или задул теплый ветер. В общем, лед у берегов начал таять, превратившись в воду. Зайцы, занятые своими «разборками», не сразу заметили нависшую опасность. А когда, наконец, обратили внимание на изменение окружающей обстановки, то были уже в ледяном плену. Вырваться из этой ловушки они, вероятно, не могли несколько дней. Об этом говорит ширина промоины у берегов в пределах сотни метров.
Надеюсь, что и в дальнейшем спасенным нами зайцам сопутствовали благополучие и удача в опасной и тревожной жизни.
Иван Крискевич, Томская область
Свежие комментарии