Мотобуры

мотобур для зимней рыбалки

В современной зимней рыбалке невозможно обойтись без инструмента, позволяющего быстро проделывать лунки. По тонкому льду еще в принципе удается вырубить пешней маленькую «полынью» для лова. Однако, когда слой замерзшей воды станет толще, понадобится более удобное орудие. Пробивание лунок пешней потребует слишком много времени и сил. Проще сверлить лед специальным буром, особенно если тот оснащен мотором.

Самоделки

Рыбаки — народ очень изобретательный. Когда нет возможности купить в магазине готовый инструмент или снасть, но есть горячее желание заполучить их в свой арсенал, в ход идет техническая смекалка. Энтузиасты стараются всеми возможными способами модернизировать имеющееся снаряжение либо полностью изобрести что-то свое — полезное или уловистое.

Чуть ли не с первых лет своего существования ледобур получал «апгрейды» и модификации от «рукастых рыбаков». К работе активно подключались люди, стремящиеся усовершенствовать инструмент для сверления и адаптировать его для собственных нужд.

Например, кому-то не нравилось, что он делает слишком маленькие лунки, в которые иногда не проходят крупные трофеи. Тогда перво-наперво были изготовлены самодельные «ножи». Благодаря такому изменению удалось увеличить диаметр лунки до 25-30 см. Это давало хороший задел для оптимистично настроенных удильщиков и зимней рыбалки в целом.

Другой проблемой являлось увеличение толщины льда из-за продолжительных морозов в разгар зимы. Особенно часто с этим сталкивались жители Сибири и иных регионов с суровым климатом. Порой всей длины бура не хватало, чтобы досверлить лунку до воды.

С поставленной задачей тоже справились мастеровитые удильщики. Некоторые умельцы модифицировали рукоятку и шток бура, вваривая дополнительную вставку длиной до одного метра. Это значительно расширяло возможности полезного инструмента. Но даже с такими вставками в некоторых районах нашей страны при сверлении лунок бур доходил до ручки. Еще бы чуть чуть… и даже с увеличенным штоком не удалось бы добраться до воды…

Подключение «лошадиных сил»

Неудержим полет фантазии увлекающихся людей. Неугомонным советским рыбакам было мало изменить только размер «ножей» и длину бура. Если учесть, что среди любителей подледного лова встречались талантливые конструкторы и опытные слесари, то стоило рассчитывать на следующую модернизацию инструмента для проделывания лунок.

Очередная модификация в виде «механизации орудия» не заставила себя долго ждать. Первые мотобуры для зимней рыбалки стали появляться еще в советское время. К основному штоку через редуктор была с небольшими доработками и изменениями приспособлена бензопила отечественного производства.

В основном ставили двигатели от «Дружбы» или «Урала» — в зависимости от того, что имелось в наличии. Редуктор и крепления приходилось делать самостоятельно. И вот у рыбака в руках появлялся моторизированный ледобур «гаражного производства».

Модернизация этих инструментов, начавшаяся еще в советский период, продолжается и в настоящее время. Буры с электрическими моторами были созданы несколько позднее. Рыболовы получили возможность делать их самостоятельно только после появления достаточно мощных шуруповертов европейского или японского производства.

Главные условия при выборе — это аккумулятор на 14 вольт и большая энергоемкость. Насколько я видел, буры с электрическими моторами хорошо работают только со штоком до 100 миллиметров. Если требуется просверлить лунки покрупнее, то уже могут возникнуть различные трудности. Но зато у таких буров есть огромный плюс — относительно невысокая стоимость.

Богатство выбора

Хороший зимний лед — прочный и толстый — и не всегда отлично наточенные ножи в совокупности быстро дают любопытный результат. После просверливания нескольких лунок руки уже заметно устают. Кто-то сталкивается с таким ощущением, подготовив 5-6 точек для лова. Физически крепкие удильщики могут не испытывать усталости и после доброго десятка лунок в толстенном льду.

Но постепенно даже самые выносливые мужики начинают с интересом поглядывать в сторону своих товарищей по увлечению, использующих мотобуры. Невольно закрывается мысль, что неплохо было бы приобрести нечто вроде того, как у вон тех рыбаков!

На современном рынке представлено множество производителей мотобуров — от американских и немецких до японских и китайских. На фабричную продукцию обычно дается гарантия в 12 месяцев. Предусмотрено и полное сервисное обслуживание.

Есть инструменты, которые можно приобрести за сравнительно небольшую сумму денег — приблизительно до 11 тысяч рублей. Но такие орудия, скорее всего, будут сверлить лишь маленькие лунки. На недорогих моделях обычно установлен двигатель, который рассчитан на прокрутку штока диаметром до 100 мм.

Также стоит морально подготовиться к тому, что у бюджетных версий люфт в деталях окажется в «пределах нормы». У мотобуров для зимней рыбалки, которые продаются по более высокой стоимости, как правило, реже возникают проблемы с надежностью. Но, конечно, не у всех моделей качество соответствует цене.

Механическое «сердце»

Энергию, передаваемую на шток бура, вырабатывает двигатель. Производители выпускают модели как с электрическим мотором, так и с бензиновым. Сразу оговорюсь: лично у меня бур с двигателем внутреннего сгорания.

Электрический мотор тоже хорош благодаря своей относительно тихой работе. Питаясь от аккумуляторной батареи, такой бур уверенно справляется со льдом от 5 сантиметров и толще. Но у подобных версий есть и свои минусы.

Во-первых, с каждой пробуренной лункой заряд аккумулятора расходуется. Если батарея не была «заправлена под завязку», то инструмент может остановиться в самый неподходящий момент.

Во-вторых, буры с электрическими моторами обычно менее мощные, чем их «бензиновые собратья». Следовательно, и использование штоков ограниченно по диаметру — как правило, до 100 мм. Но большинству рыболовов и таких лунок хватает с лихвой.

Бензиновый бур не отличается тихой работой. Зачастую он тарахтит очень громко, что зависит и от мощности установленного мотора.

Количество «лошадок» влияет и на то, какой шток можно использовать. Некоторые модели позволяют бурить лунки диаметром свыше 200 мм. Кроме того, бензиновый двигатель во время работы выдает постоянную мощность и не теряет ее до тех пор, пока в баке остается достаточный запас горючего.

Конечно, есть еще и фактор веса. Бур с бензиновым мотором обычно тяжелее, чем электрический инструмент такой же мощности. Но это уже на усмотрение самим рыболовов.

Кому-то удобнее работать с легким и мобильным «шуруповертом». Другой удильщик может сделать выбор в пользу солидного бура, работающего на горючем и сверлящего лунки большого диаметра. Все зависит от ваших предпочтений, желаний и возможностей, от толщины льда на водоемах и иных факторов.

Шток

Принцип работы мотобура для зимней рыбалки такой же, как и у простого ручного «коловорота». Во время сверления «нож» срезает часть льда, которая отправляется наверх по прокручивающемуся штоку. Чем крупнее лунка, тем больше усилий уходит на бурение. Поэтому предприимчивые рыболовы и используют инструменты с мотором, стараясь сэкономить время и мускульную энергию.

Понятно, что, чем меньше диаметр штока, тем его проще крутить. Эти элементы для мотобуров выпускают разных размеров. Некоторые модели позволяют сверлить лунки диаметром до 100 мм, а другие — свыше 200 мм.

Что лучше? Тут все зависит от водоема, на котором планируешь ловить. Если рыбалка ограничивается местным прудом, в котором водятся только мелкие сорожки и окуньки, то, возможно, и нет смысла приобретать бур с огромным штоком.

Другое дело, когда отправляешься на водоем, где есть шанс поймать крупного леща, щуку, налима или форель. Бывает, что опытным и удачливым рыболовам попадаются очень хорошие экземпляры, которые с трудом проходят в пробуренную лунку диаметром в 100 мм. А то и вовсе не пролазят, и тогда приходится срочно расширять ее.

Если рядом есть напарник, то можно попросить его засверлиться рядом. А я несколько раз значительно увеличивал лунку с помощью топора. Работать приходилось очень осторожно, поскольку был риск повредить леску, на которой висел хороший хищник. Разумеется, все этих проблем удалось бы избежать, если бы сразу имелся бур с большим диаметром штока.

Важна также его длина. В некоторых регионах нашей страны толщина льда зимой достигает 70 см, а в некоторые годы и вовсе 100 см! Поэтому используют как самодельные, так и заводские удлинители штоков. В среднем этот параметр увеличивают на 30-50 сантиметров. Но есть умельцы, которые удлиняют шток на 70-90 см.

Лезвия

«Ножи» для бура также подбираются с учетом личных предпочтений. Нужно обратить внимание не только на длину, но и на качество изготовления, остроту заточки. Некоторые рыболовы отдают предпочтение лезвиям, выпущенным в определенных странах или конкретными фирмами-производителями. Здесь также все зависит от ваших желаний, возможностей и потребностей.

Чем хорош, скажем, был «советский инструмент»? Тем, что его удавалось использовать как по прямому назначению, так и для подручных целей. Например, зимой сверлишь лунки во льду для рыбалки, а летом буришь землю на даче под столбики для забора. На следующий сезон, конечно, ножи приходилось шлифовать и затачивать, а затем снова «бросаться в бой». Сейчас гораздо проще: пришел в магазин и купил новые.

Для таких подсобных работ импортные лезвия не использовались. Зато их специфическая заточка прекрасно подходит именно для рыбалки — проделывания лунок во льду. Но будьте осторожны на мелководье! И если бур сорвется на гальку или песок, то заводская заточка может быть безвозвратно испорчена. И вам легче будет приобрести новый комплект ножей, чем пытаться восстановить прежний. Импортные лезвия не терпят «небрежного отношения» к себе.

Краткие итоги

При выборе моторизированного бура учитывайте целый ряд факторов: на каком водоеме будете ловить, возможную толщину льда, предполагаемые размеры рыбы и многие другие нюансы. Определитесь, что вам лучше подходит — электрический двигатель или бензиновый. Или все же проще и удобнее использовать обычный ручной ледобур? Какой нужен диаметр штока — до 100 мм или более? Все — в ваших руках! Хорошей вам рыбалки в новом году!

Источник