Красиво снимаем птиц

За новогодним настроением

Снимать птицу в полете, чтобы получились качественные и красивые снимки, может далеко не каждый опытный фотограф. А новичку придется изрядно потрудится «на кошках» и мирно гуляющих голубях, чтобы перейти к диким и свободным птицам. Главная сложность процесса заключается в невозможности подойти к птице достаточно близко для спокойной работы. При резких движения или приближении к ней, любая дикая особь просто улетит, испортив кадр и настроение. Прежде чем отправляться на съемки, необходимо освоить несколько непростых приемов и приобрести определенное оборудование и приспособления.

Существуют два основных вида съемок птиц с принципиально отличающимися условиями:

  • в полете;
  • в статичном положении.

Второй случай потребует обычных навыков съемок животных или обычных людей, без особых специфических настроек камеры. Главное, приблизиться на достаточное расстояние и запастись дальнофокусным объективом, или телевиком. А вот в случае с полетом понадобится потренироваться на мелких движущихся объектах. Телевик все равно пригодится, но нужно будет уже дополнительно обзавестись штативом, пусковым механизмом, защитными и камуфлирующими чехлами, а также недюжим терпением.

Необходимое оборудование

Прежде чем отправиться на поиск красивых пернатых моделей, нужно определиться с оборудованием для съемок. Можно конечно взять, что имеется в наличии и снимать, как получится. Но это история не про фотографа высокого уровня и не про фотографию, как искусство.

Если вы нацелены на получение качественных и перспективных снимков, запаситесь необходимым оборудованием:

  1. Фотоаппарат     
  2. Длиннофокусный объектив, или телевик
  3. Штатив
  4. Устройство для удаленного пуска, или пульт ДУ
  5. Маскировка, теплые вещи и термос с чаем.
  6. Фильтры.

Камера зеркальной или компактной, главное - со сменным объективом. Главное требование к фотоаппарату при съемках птиц – высокая скорость срабатывания затвора при единичном снимке или серийной работе. Основную работу в данных условиях съемки возьмет на себя объектив. Фотокамера должна уметь обеспечивать максимальную четкость при недостаточном освещении, давать возможность регулировки фокуса и отключения автофокуса. При желании можно снять хорошие кадры и на имеющуюся камеру без излишеств и большого ассортимента функций, но высококачественные фотографии требуют соответствующего оборудования.

Объектив играет основную роль в съемках на большом удалении от объекта. Дикие птицы не подпустят людей достаточно близко, чтобы снять все детали оперения и обстановки вокруг, да и голуби в парке вряд ли согласятся позировать. Фокус должен быть максимальным, исходя из финансовых возможностей и составлять примерно от 300 до 500 мм для полнокадрового и от 200 мм для кропнутого, в идеале – телеобъектив с высокими рабочими показателями светосилы и фокусного расстояния.

Штатив и маскировочные чехлы позволят вам снимать в естественной среде обитания, поставив оборудование недалеко от гнездовья или места охоты. А пульт ДУ для удаленного управления затвором позволит отойти на максимально возможное расстояние от камеры и не пугать своим присутствием птиц. Если планируется долгая съемка, запаситесь удобной одеждой, чаем и едой. Чуть позже, когда опыта будет достаточно для экспериментов, можно добавить в работу различные фильтры и художественные эффекты.

Световое оборудование любого формата не потребуется, днем света достаточно, а в вечернее время вспышка только спугнет птицу или даст отражения в глазах, что явно испортит даже самый удачный кадр.

Процесс организации съемки

Съемка птиц в их естественной среде обитания – достаточно сложная и трудоемкая, по сравнению с другими стилями. Поэтому процесс организации мероприятия тоже сильно отличается от действий перед студийной фотосессией, например, или перед свадьбой. Для начала нужно определиться с местом съемок, варианты могут быть следующие:

  • парк или сквер в черте города, где обитают более-менее привыкшие к людям птицы;
  • ближайший «пригород», где живут привычные нам воробушки, вороны, сороки и прочие

  • далеко вглубь пригорода, где можно встретить и летающих ястребов, и лебедей, и дятлов – более экзотическую фауну нашей родины;
  • специфические места обитания – озера с дикими утками, берег моря с неизменными сторожилами – чайками, высокие горы, где можно встретить более хищных и крупных представителей, лес с совами и много других вариантов;
  • экзотические места и другие страны.

Каждый из вариантов принесет какой-то результат, но и подготовительные мероприятия будут сильно различаться. Куда-то достаточно взять рюкзак с камерой, а где–то потребуются документы и значительные финансовые затраты.

Как только с местом определились, нужно решить какое время суток и года, а также погода требуется для идеального кадра. Опытные фотографы советуют начинать снимать птиц при заходящем солнце, в ясную погоду весной или осенью. Тут вас встретят минимальные сложности в настройках камеры и других вопросах. Зимняя съемка требует коррекции по свету из-за бликов снега и ярком отраженном солнце. В вечернее и утреннее время света будет недостаточно, чтобы эффективно заполнить кадр, что тоже потребует от фотографа дополнительных действий. Некоторые птицы активны только ночью, поэтому снять их в естественной среде обитания будет достаточно сложно.

Маскировочные чехлы и камуфляжные одежды помогут подобраться к объекту съемок ближе и сделать более интересные кадры.

Формирование кадра

У фотографии с птицами есть некоторые особенности, которые сильно влияют на работы в кадре и построение композиции снимка. Основное, что следует понимать в данной ситуации, птица имеет яркое оперение с очень большим количеством мелких деталей, поэтому лучше композицию кадра делать максимально легкой и минималистичной. Это позволит сделать акцент на элементах перьев и окраса, подчеркнуть линии и нюансы. Таким образом, четкий передний план и расфокусированный задний, особенно в ветках или в гнезде, создадут максимальный художественный эффект. Птица в полете на фоне ясного неба уже вполне самодостаточная картина, не всегда требующая даже заполнения переднего плана.

Остальные требования к фотографиям птиц стандартные для всех других ситуаций:

  • горизонт должен быть на своем мест и в своем естественном положении;
  • задний и передний планы должны гармонично подчеркивать центр композиции, а не тянуть внимание на себя;
  • центр фотографии – птица или группа птиц, они и должны задавать тон всей фотографии;
  • здания и деревья должны иметь естественные направления и пропорции;
  • старайтесь располагаться таким образом, чтобы детали не закрывали саму птицу, идеально, если она видна полностью.

Строить кадр – главная задача фотографа, именно построение композиции снимка отличает одного художника от другого и проявляет его индивидуальность. Поэтому очень часто нарушение законов и канонов композиции – художественная задумка автора.

Настройки камеры

Самое сложное в съемке птиц – это фокусировка на объекте. Даже сидящая на ветка крупная птичка вряд ли будет ждать пока вы сделаете кадр и останется неподвижной долгое время. В полете нужно учитывать еще и скорость перемещения. Обычно съемки проводят с расстояния от 3 до 10 метров, чтобы получить естественное поведение и достаточную четкость деталей. Настройки камеры будут зависеть от количества света, погодных условий и времени суток. Следует обратить внимание на:

  • выдержку;
  • фокус и автофокус;
  • степень раскрытия диафрагмы;
  • светочувствительность, или ISO;
  • режим серийной съемки.

Съемка в движении предполагает короткие и сверхкороткие выдержки, можно даже снимать в приоритете выдержки, позволить камере самостоятельно решать другие вопросы. Если затвор будет срабатывать долго, изображение получится нечеткое, размытое. Лучше выбрать значение в диапазоне от 1/250 до 1/500 или даже короче. Такая выдержка позволить поймать все детали в фокус, даже если птица перемещается очень быстро. Чтобы рассчитать примерное значение выдержки, возьмите фокусное расстояние, на котором снимаете в обратной пропорции: при фокусном расстоянии 500 мм, лучше взять выдержку около 1/500.

Главный враг короткой выдержки – недостаточная освещенность, потому что быстрое срабатывание затвора позволить проникнуть на снимок небольшому количеству света. При недостатке освещения фотография может получиться темной. Эту проблему решают двумя способами: максимально возможное в данной ситуации значение светочувствительности и открытие диафрагмы без критических потерь в качестве. Быстрая съемка при повышенном ISO дает шумы и засветы на участки фотографии, нужно найти оптимальный баланс. Именно поэтому старайтесь выбирать место и время, когда естественного освещения достаточно, чтобы не повышать ISO до критичных показателей с потерей качества.

Фокус и автофокус часто являются камнем преткновения в такого рода съемках. Автоматическая фокусировка помогает «освободить руки» для подбора других настроек, но часто замедляет процесс срабатывания затвора, особенно в серийной съемке. Еще одним неудобным моментом является фокус не на важных элементах. Это сильнее проявляется, когда птичка мелкая, движется быстро или в кадре много деталей на разном удалении от объектива. В зависимости от возможностей камеры и объектива на дисплей можно вывести одну или несколько точек для фокусировки. Это позволит настроить съемки птиц на необходимых элементах. Если птичка маленькая, то можно выбрать фокус на нее, если крупная – на голову и глаза. Автофокус можно зафиксировать на объекте съемок и сэкономить тем самым значительное количество времени камеры на срабатывания затвора.

Дополнительные функции, способные помочь при съемках: режимы камеры. Один из таких «помощников» - серийная съемка. Высокая скорость срабатывания затвора и частота съемок позволят значительно повысить шанс получить четкий и интересный кадр, не упустив ничего интересного. Режим стабилизации изображения, он поможет повысить качество кадра при съемках с рук, на дальнем расстоянии и при активном движении объекта.

Совет по фотосъемке птиц

Кроме основных требований и правил, обеспечивающих качество и техническую сторону вопроса, есть еще советы опытных фотографов. Они помогут вам на первых порах получать приличные снимки, да и потом будут способствовать значительному ускорению процесса подготовки и съемки.

  • Голова должна быть в фокусе, при любом виде съемок. Будет это птица крупным планом или стая птиц, но в фокусе должна быть голова хотя бы одной особи. В полете это сделать наиболее сложно, тут поможет хороший телевик и режим непрерывной фокусировки. Или активировать автофокус на все точки, который будет «следить» за птицей на контрастном фоне. Если снимать в естественной среде, в деревьях или кустарниках, если птица имеет неяркое оперенье и не сильно выделяется на общем фоне, берите ситуацию в свои руки и фокусируйтесь на глазах. То же самое касается крупных планов.

  • Начинающие фотографы снимают крупных птиц. Большие птицы не такие шустрые и быстрые, как мелкие, фокусироваться на них проще, а для неопытного фотографа – это самое главное. Можно начинать с городских птичек, располагающихся в парках. Они не боятся людей, перемещаются медленнее своих диких сородичей и их можно прикормить, чтобы приблизиться.
  • Плюсы серийной съемки во время работы с быстро движущимися объектами очевидна – при максимальной частоте срабатывания затвора получаются много снимков, что дает шанс на выходе обнаружить хотя бы один качественный снимок. При высокой скорости срабатывания затвора, технически «мощная» камера выдает изображения высокого качества – около 10-20 кадров в секунду. Автофокус, блики света и многие другие параметры могут влиять на этот показатель. Кстати, из качественной серийной съемки можно получить кадры в силе «тайм-лапс» или сделать мини ролик.
  • Начинайте снимать при ярком свете. Птица на фоне заката или ночная съемка в начале не получается из-за отсутствия навыков. Поэтому для работы на природе с птицами выбирайте ясный солнечный день, максимально открытое пространство. Следите за направлением света, освещена должна быть голова или все тело птички, а не только хвост или какая-нибудь сторона. При этом не стоит располагаться напротив солнца, освещения будет слишком много даже для короткой выдержки, некоторые участки будут засвечены, а сама птица – темной.

  • Повадки разных видов птиц помогут спланировать весь процесс съемок и сэкономить время на подготовку и настройки камеры. Понадобится терпение и несколько часов свободного времени, чтобы понаблюдать за поведением стаи: как взлетают, как садятся, едят и чистят перья. Любая ситуация позволит сделать красивый кадр при правильном ракурсе и настройках камеры.

В качестве заключения

Птицы – подвижные создания, они не сидят на месте, постоянно перемещаются, вертят головой, хлопают крыльями. И применять к ним те же параметры и техники съемок, что и для архитектуры или «предметки» не получится. Есть наработанные приемы, позволяющие сэкономить время на поиске оптимального сочетания параметров. Самыми важными моментами являются: серийная съемка, короткая выдержка, режим следящего фокуса и автофокус. Выбирайте оптимальную погоду и местность с хорошим освещением и простором для деятельности, запаситесь терпением, камуфляжем и теплым чаем – вряд ли съемка займет полчаса – час.

Главное, в фотографии – это опыт, первые съемки вряд ли пройдут успешно, хорошо если на выходе получатся несколько удачных снимков. Регулярные тренировки позволяет отработать классические приемы и дать идеи для художественных эффектов на фото. Снимать красивые кадры вопреки законам и правилам может только тот фотограф, которые эти правила знает уже на интуитивном уровне и понимает, какие действия приведут к каким изменениям на снимке.

Источник ➝

Нежданный гость

Лето уже было на излете. Сижу с удочками под обрывом, берег позади — обрывистая стена, по которой чуть ли не до воды свисают девичьими косичками переплетающиеся меж собой корни шиповника. Ягоды на кустах уже налились, краснеть начинают — вот-вот созреют.

Пока еще не вечер, клева почти нет. Взялся только окунек с четвертушку, но заглотил червя так глубоко, что чуть ли не со всеми внутренностями пришлось крючок вынимать. В садке он трепыхнулся несколько раз и заснул, перевернулся вверх брюхом и затих.

Я ждал новых поклевок. Аркаха — напарник мой — расположился за кустами поодаль, притаился, сидел ниже воды, тише травы: тоже, видать, стороной удача обходила. Безмолвие царило полное: ни рыбьих всплесков, ни птичьих пересвистов.

Осторожный зверек

Вдруг сверху услышал какие-то звуки непонятные — кто-то фыркал или носом шмыгал. Обернулся, поднял голову и взглянул на шиповник: вот это да! Гость объявился! Да и какой!

С тропы, по которой я подходил к обрыву, на меня смотрела маленькая остроносая мордочка. Лисенок! Я только чуть приподнялся — он тут же исчез. Мне пришлось затаиться снова, но теперь уже сидел в полоборота и наблюдал сразу и за поплавками, и за проемом на тропинке — не появится ли зверек снова.

И он не заставил себя долго ждать. Сначала робко показалась его мордочка, потом лисенок осмелел и вновь поднялся во весь рост на самом краю обрыва и снова фыркнул, словно давал знать о себе. Но, только стоило мне шевельнуться, зверек тут же развернулся... и поминай как звали, будто его и не было!

Подарок для лисенка

Решил я этого неожиданного и боязливого гостя угостить. Достал из садка уже недвижимого окунька и немного поднялся наверх по склону, придерживаясь за свисающие лианы корней. Потом будто на высокую полку выложил на примятую траву заснувшую рыбку и, осыпая песок, скатился к торчащим над водой удочкам.

Пока я их проверял да обновлял на крючках насадку, не до лисенка было. Даже головы не задирал на свисающие с берега заросли шиповника. Закончил с удочками, забросил их, обернулся и... даже замер, стоял, как вкопанный, даже шевельнуться боялся!

Маленький лисенок был там, на прежнем месте. Он вытягивался и мордочкой по сторонам водил. Пугливости, как я заметил, у него уже меньше стало. Не убежал при первом моем движении, а лишь попятился и сжался в комочек.

Вторая порция

У меня появилась догадка: похоже лисенок уже стрескал окунька и еще выпрашивает. Я наклонился к садку, вынул второго и осторожными шагами подошел к обрыву. Тут уж у зверька смелости не хватило: убежал, только хвостом махнул.

Пришлось мне альпинистом карабкаться наверх. Я оперся локтями на притоптанную дернину и оглядел тропинку, уводящую в густые заросли. Ни окунька того, ни лисенка…

Выложил вторую рыбку, немного подождав, с шумом скатился вниз. Только отряхнулся и снова уселся на стульчик, как мой лесной гость тут же объявился. Он глянул на меня, схватил угощение и... был таков!

Сомнения напарника

Тут верхом сквозь густые колючие заросли пробрался ко мне Аркаха. Надо, мол, рыбу ловить, а ты все куда-то ползаешь!

— Или у тебя там клев начался? — поинтересовался напарник.

Я рассказал ему о своем необычном госте, но Аркаха, похоже, не принял это за чистую монету.

— Да ну, мол, показалось тебе… — отрезал он. — Какой может быть лисенок? До леса отсюда палкой не добросить…

До самого вечера я нет-нет да и стрелял глазами на обрывистый берег. Но зверек так больше и не показался. То ли Аркаха его напугал и он убежал куда-нибудь с глаз людских, то ли — уже сомнения меня начали брать — его и не было вовсе. Может, птица какая меня объегорила или кошка из ближайшей деревни прибегала?

Ночной визитер

Опустилась ночь. Мы с Аркахой сидели у костра, чаи гоняли, тихо беседовали, чтобы перезвон бубенчиков не прослушать. И вдруг в стороне от нас глаза чьи-то сверкнули. Притихли мы, стали присматриваться и увидели, что это лисенок крадется.

Вот он все ближе и ближе, совсем скоро рядом будет. Но тут костер громко стрельнул, и зверек сразу же с шумом бросился наутек. Вскоре появился снова, но уже с другой, плохо освещенной, стороны.

А я тем временем уже приготовил ему угощение — трех или четырех уклеек. Осторожно подбросил их навстречу гостю. Он сначала испуганно отпрянул в темень, а потом показался вновь и одну за одной отнес всех рыбок в непроглядную чащу.

Пригодившаяся рыбья мелочь

Утром, когда мы уже были около удочек, зверек снова подходил к костру и даже осматривал наши рюкзаки, что-то вынюхивал, находил и подбирал за нами. Уезжая домой, я и Аркаха отложили под кустик неподалеку от костра рыбьей мелочи, которую специально не выбрасывали, а оставляли для столь смелого и доверчивого лисенка. Однако он в тот день больше не появился.

Но до конца сезона, когда мы приезжали рыбачить на это место, рыжий зверек был тут как тут! Он или сразу показывался нам на глаза, или вечерами приходил к полыхающему костру. И мы всегда первым делом запасались мелочью, чтобы не ударить в грязь лицом перед гостем, чтобы было чем его угостить...

В начале октября я вновь побывал там. Приезжал не столько из-за рыбы, которая уже начала скатываться с перекатов, сколько из-за него, маленького лисенка. Всю ночь палил костер, оглядывался по сторонам. Но он так и не пришел. То ли охотники его напугали суматошной пальбой по уткам, то ли повзрослел и осторожнее стал — решил прятаться где-то от глаз людских… А впрочем, все может быть…

Алексей Акишин, Костромская область

Картина дня

))}
Loading...
наверх