На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

«Дикий народ»: эхо давнего выстрела

Более пяти лет прошло с тех пор, как на этом самом месте стрелой из арбалета был ликвидирован вожак довольно крупной стаи одичавших собак, разбойничавшей в угодьях и подрывавшей благосостояние окрестных селян. Но компания, прибывшая сюда на «Хантере», оказалась практически в прежнем составе. Бывший егерь – участник давних событий, ныне на общественных началах изредка помогающий молодому преемнику, передал ему бинокль со словами: - Ну-ка, посмотри – они? - Они, родимые…В оптику полюбовались все, сидящие в машине. Да, действительно, они. Но не совсем. Если в прошлый раз стая представляла из себя коктейль из лайкоидов и крупных дворняг, а также гончака и забавного полукавказца с какой-то бараньей шерстью, то сейчас явно просматривалась семейственность. Пришлых в неё, похоже, не принимали, соблюдая своеобразный «стандарт породы», задавал который новый вожак – почти черный пес вполне волчьих статей. Некоторые суки более-менее выбивались из общего ряда, зато молодежь явно была из одного выводка, хоть и немного разной масти.

Бросалось в глаза и еще одно отличие: прежняя стая, видимо, еще не полностью оторвалась от цивилизации и подпустила к себе вездеход на дистанцию уверенного  выстрела – около сорока метров. Теперь же собаки предпочитали держаться в отдалении, судя по столбам ЛЭП – метров за триста. А затем, оценив застывшую на месте машину, порысили к лесу.После подробного вечернего рассказа о злодеяниях подлежащего ликвидации контингента и серии неудачных её попыток было решено брать зверей на приваде. Но это уже совсем другая история. Гораздо интереснее предыстория, а именно роковое стечение обстоятельств, приведшее к сложившейся ситуации. По крайней мере, такую гипотезу выдвинул коллективный разум присутствующих.Той зимой, пять лет назад, осиротившая без вожака стая как-то подрастеряла охотничье-тактические качества, перейдя исключительно к образу жизни падальщиков-собирателей и налетчиков на домашнюю птицу и скот. Благо, основным местом обитания был район заброшенных и полузаброшенных ферм с традиционными свалками, силосными ямами и т.п. До довольно крупного села тоже рукой подать. И именно тогда в самих угодьях окладом удалось взять волчицу с переярком. Что получилось в итоге? Повторю: это лишь гипотеза.Судя по всему, оставшийся без пары в самом начале брачного периода матерый волк нашел выход из ситуации. Причем не так уж далеко от логова. Что произошло с кобелями-конкурентами – успели они уйти или погибли – сказать трудно. Так же, как и ответить на вопрос, где волк потом нашел себе настоящую подругу жизни (в хозяйстве серые успешно восстановили свою популяцию, поделив каким-то образом угодья с гибридным потомством). Но, так или иначе, случилось то, что случилось. Вот и думай, благо принесет твой давний выстрел или зло, пусть маленькое, локальное…

Такие вот вопросы невольно заставляют задуматься. И гипотезу проверить хочется, и просто понять, с кем и с чем же мы все-таки имеем дело. В результате поисков удалось выйти на статью Л.С.Рябова, которая хоть и была написана очень много лет назад, но вполне актуальна. Предлагаем её вашему вниманию (в сокращении).При написании работы использованы наблюдения автора за хищниками в Воронежской области, отчасти И.Г.Гурского (1975) в Одесской области и А.Данилкина (1979) на юге Урала.

Появление бродячих и одичавших собак в природе – всецело вызвано деятельностью человека. Брошенные, утерянные, но оставшиеся без его опеки животные сталкиваются с дилеммой - погибнуть или выжить. При этом собаки утрачивают привязанность к человеку, превращаясь из домашних животных в зверей местной фауны. Происходит с ними следующий процесс. Становились таковыми в большинстве случаев бездомные дворняжки. Нередко среди них были помесные экземпляры с гончей и немецкой овчаркой, иногда сеттером. В некоторых стаях встречались единично чистые русские пегие и русские гончие.В Воронежской области отмечались две экологические группы одичавших собак. Одна из них представляла охотников за дикими копытными (главным образом размножившимися без волков оленями) и размещалась в лесах, изобилующих ими. Собаки в данном случае занимали в биоценозах пустующую экологическую нишу волка. Среди собак были и такие, которые ходили на охоту в лес временно из прилежащих сел, стаи собирались обычно в селах. Вторая (более многочисленная группа собак) существовала близ свалок с пищевыми отбросами, птице- и скотомогильниками и держалась обычно на полях, по балкам и оврагам близ населенных пунктов. При наличии поблизости леса хищники скрывались в нем и даже охотились на диких копытных. Всецело жить за счет охоты они, по-видимому, не могут. Но не все очаги собак можно было четко распределить по указанным группам, Среди них имелись переходные от помоек к охоте. Количество хищников, в стаях исчислялось: в лесу от 2 до 10 (в среднем 5), на свалках и скотомогильниках -12 (в среднем 7).

Примечательно, что собаки, охотившиеся в лесу на оленей, скот и домашнюю птицу трогали редко, так же вели себя, кстати, и волки (Рябов, 1974). Те же, что были связаны с трупами домашних животных, нередко нападали на овец, коз, домашнюю птицу, При этом собаки проявляли порой большую дерзость и вред сельскому хозяйству, приносили не меньший, а больший, чем волки (Рябов, 1979 г., Соломатин, 1979). Как и волки, нападали стаями на отары овец на станах и лугах, ранили многих из них, разрывая зад. И хотя по сравнению с волками собаки до смерти загрызали овец мало, последние нередко в панике душили друг друга в загонах. От чего убыток колхозам только после двух налетов стай собак на отары мог составлять свыше 20 тыс. рублей (Рябов, 1979 г.). Держались собаки обычно близ овцеферм. Днем их можно было видеть бегущими в стороне от отар и отдыхающими в кустах и бурьяне, а ночью хищники врывались в кошару и рвали овец. Любопытно, что в момент одного из таких нападений в Подгоренском районе Воронежской области крупный сторожевой пес, охранявший овец, сорвался с цепи и вместо того, чтобы броситься на собак, вместе с ними принял участие в разбое.В прошлом, при низкой численности волков, на свалках и скотомогильниках завязывалась "дружба" одиночных волков с собаками и возникали в природе очаги из волко-собачьих гибридов (Рябов, 1973; 1978). Лишь изредка в Воронежской области и чаще в Одесской в "союз" с собаками вступали одиночные волки-самцы (Рябов, 1973, Турский, 1975), жившие позже в смешанных стаях, куда входили собака, волк и гибриды. В большинстве случаев волко-собаки появлялись в природе от волчицы, и стаи в дальнейшем состояли из волчицы (иногда позже присоединялись другие волки) и гибридов или только из гибридов.

В последние годы размножившиеся волки, как правило, вытесняли собак из угодий близ свалок и скотомогильников в леса, восстанавливая свое право сильного жить и "командовать" в этих местах, поскольку распределение хищников подчинено закону экологической замещаемости. При более или менее нормальной структуре волчьих стай последние агрессивно настроены к собакам. И выступают в качестве непреодолимых конкурентов для них в природе. В то же время процесс вытеснения не всегда протекает быстро. Сохранявшиеся в 1963-1972 годах некоторые стаи из гибридов и волков в Яблочинском лесу Воронежской области долго не вытесняли бродячих и одичавших собак в окрестных угодьях (в лесу была даже выводки собак), и продолжали кормиться с ними на одних скотомогильниках.В начале 70-х годов в лесах близ с. Тюжовка Воронежской области обитало 18 похожих на немецких овчарок одичавших пастушьих собак. Хищники нападали здесь на колхозных овец, забегавших вугодья охотничьих собак, преследовали зайцев. Проходившие изредка через их владения волки собак не тревожили, но в 1976 году они поселились здесь сами, и собаки тотчас покинули лес, вновь "прижались" к селу.Но в некоторых случаях, преимущественно в период размножения, отдельные волки могут сохранять "дружеские" контакты с собаками и при более и менее нормальной структуре своих популяций. Интересно ведут себя в этом плане самки. Волчица домогалась встречи с кобелем, похожим на немецкую овчарку, который охранял овец. Их видели вместе в поле вечером и днем. Зимой 1974/75 г. в Острогожском районе два волка приняли к себе суку немецкой овчарки, которая подолгу ходила с ними вместе и вместе посещала скотомогильники. Но позже волки убивали и съедали здесь бездомных собак. Мы считаем, что на "дружеские" контакты с собаками в настоящее время более склонны высококровные по волку гибриды, имеющие практически облик волков.

Волко-собачьи гибриды представляют собой животных с несложившимся генотипом, из-за чего вариаций в их поведении в сторону волка и собаки проявляется множество. Тем не менее, наследственность волка как дикого зверя в большинстве случаев преобладала. К тому же гибриды чаще рождались в природе волчицей, оказывающей на поведение детей основное влияние как по наследству, так и в ходе воспитания в период совместной жизни.В Воронежской области нами не отмечались гибриды волка и собаки, существующие в природе за счет диких копытных. Появлялись они там при контактировании собак с волками-падальщиками и поэтому сами в дальнейшем вели сходный с ними образ жизни. При любых вариациях родительских пар и кровности это были в большинстве случаев дерзкие хищники (более дерзкие, чем волки), часто нападавшие на домашних животных, в том числе деревенских собак, мясом которых питались (Рябов, 1973 а. 1978 а). Некоторые из них жили преимущественно за счет собачатины. Близость людей в момент нападения на жертву волко-собак не всегда смущала. Склонность гибридов при выборе жертвы отдавать преимущественно домашним животным (мелким и среднего размера) мы связываем в значительной мере с собачьей наследственностью и с их недостаточным физическим совершенством, поскольку рождались гибриды, главным образом, от беспородных собак (Рябов, 1973).В то же время А.Данилкин (1979) проследил в 1971-1976 годах за жизнью таких хищников на южном Урале, где они охотились на косуль. В отличие от настоящих волков гибриды образовывали летом стаи - до 18 особей. Преследовали жертву отдельные хищники с голосом, как гончая собака, другие изредка подлаивали также по-собачьи или бежали молча (взятые в природе, но живущие в неволе волко-собаки первого поколения и их дети от собак, очень похожие на последних, способны были в основном выть по-волчьи). Гнались за косулями иногда на большое расстояние (до 1-4 км), что тоже не свойственно волку, но типично для собак в стаях, как и у волков, применялось "разделение труда": загоны и засады на вероятном пути бегства жертвы и т.д. И.Г.Гурский (1975) отмечает, что гибридные волки, кормившиеся на скотомогильниках Одесской области, местами успешно охотились на многочисленных там зайцев и лисиц. Пойманных зайцев хищники съедали на месте без остатки, реже давили, иногда съев семенники, реже печень. И совсем редко съедали целиком. При троплении волко-собак в Одесской области изредка обнаруживались остатки растерзанных ими косуль. То же отмечалось нами кое-где в Воронежской и Белгородской областях.По отношению к человеку волко-собачьи гибриды в большинстве случаев вели себя смелее, чем волки, что подтверждается появлением хищников вблизи населенных пунктов в светлое время суток и нападением на домашних" животных в присутствии людей, иногда агрессивностью к человеку, выбором мест для логова неподалеку от построек человека, места для лежек в самих постройках (Рябов, 1973 а, 1978 а). 

В Пермской области, скорее всего не волки, а волко-собачьи гибриды способны была подходить к дому лесника и есть из собачьей миски. Относительно легко удалось уничтожить волко-собак из-за малой осторожности в Бобровском районе Воронежской области (Рябов, 1973 а). Однако И.Г.Гурский (1975) указывает на весьма осторожное поведение волко-собачьих гибридов в двух стаях, находившихся под наблюдением охотников в Одесской области: видеть их почти не удавалось, на вабу ни взрослые, ни "волчата" не отвечали, что весьма озадачило охотников, имевших дело с такими "молчунами" впервые. Ничем не отличались по сложности облава на волко-собачьих гибридов, в сравнении с таковыми на волков, в угодьях Петропавловского района. Флажков гибриды, как и волки, в одной известной нам облаве боялись.Чистокровные волки относились к волко-собачьим гибридам в природе в большинстве случаев как к себе подобным, свободно вступая с ними в брачные связи. Из-за чего сейчас (при возросшей численности волков) и повторных скрещиваниях с ними многие гибриды "поглотились" волками, стали в целом похожими на них внешне и по поведению. Тем не менее, среди волкоподобных животных нередко встречаются особи с чертами собачьего поведения, о чем мы уже говорили выше и что в ряде случаев делает охоту на волков теперь более сложной (Бибикова. 1979). Однако мы не исключаем возможности вытеснения части гибридов (в основном живших самостоятельно) вновь пришедшими в эту местность волками. В этом случае они вынуждены были переместиться ближе к населенным пунктам и вступить в более тесные контакты с собаками. В итоге в ходе поглотительного скрещивания гибриды могли "раствориться" частично и среди одичавших собак.

Л.С.Рябов

Источник 

Картина дня

наверх