На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Охота и рыбалка

25 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Виктор Симанович
    это не из разряда доступной для обычного рыболоваРейтинг самых вку...
  • Яков
    О самой охоте ничего своего, только слова переставляете местами, делая текст ещё хуже. А "Королевский выстрел", чтоб ...Вальдшнеп на мушк...
  • Астон Мартин
    интересноВинтовка Bergara ...

Осенняя ловля голавля спиннингом

Подавляющее большинство рыболовов осенью просто переходят на щуку или судака, а про голавля забывают до следующей весны. Почему же этот широколобый красавец перестает ловиться спиннингом с наступлением осенних холодов?

Фото: fishertips.ru
О пользе анализа и вреде стереотипов

Голавль, как и вся рыба, в зависимости от сезона меняет свои стоянки, режим питания и вкусовые пристрастия. А осенью меняет настолько, что многие рыбаки просто завершают ловлю еще в начале сентября. Ранее бытовало мнение, что именно осень — лучший сезон для голавлиного спиннинга. Но сейчас ситуация изменилась вплоть до прямо противоположной: сходит на нет лето и так же затихает активный лов голавля спиннингом. Почему же современный голавль к осеннему похолоданию, по общему понятию, начинает «игнорировать» спиннинговые приманки, а в частности воблер?

Вопрос непростой, и можно, конечно, порассуждать на эту тему — выделить основные различия летней и осенней ловли. Во-первых, это разные предпочтения голавлем воблеров по типу: летом — феты, а осенью — уже ближе к минноу, спокойной, не напряженной игре приманки. Далее — разные места стоянок: с похолоданием голавль скатывается в глубину, где ловить его намного сложнее и совершенно не так, как мы ловили его летом. Разные проводки: осенний, апатичный голавль требует деликатную анимацию и вялую игру воблера и т.д. Но это все слишком неоднозначно в свете различных условий ловли и разных погодных условий — осень от осени в разные года сильно различается, да и наши реки слишком разные по профилю дна и размеру. Поэтому делать какие-то выводы просто ошибочно — нужен персональный подход к каждой рыбалке в отдельности, о чем сейчас я и хочу поговорить.

Суть этой статьи — необходимость анализировать развивающиеся события непосредственно в ходе данной рыбалки и делать конкретные выводы, которые помогут определиться сейчас и в последующие ближайшие выезды в это место. Именно для этой реки, непосредственно для этого места и в ближайшее время. Пройдет неделя-другая, и все измениться настолько, что ваши наработки могут стать совершенно бесполезными. Это идеальный подход — ловля подряд с минимальными перерывами, с возможностью отслеживать изменения в поведении рыбы и смены мест ее стоянок. Итак, как пример, проведем «разбор полетов» и проследим хронологию одной осенней рыбалки.

Осенняя практика: «разбор полетов»

Данный анализ происходящего не мой единоличный, а совместный — с моим постоянным напарником по рыбалке и другом с малолетства Александром. Подход к ловле голавля у нас очень скрупулезный: ловим и думаем мы почти одинаково и после каждой рыбалки делаем подробнейший разбор, занимающий не один час, а порой и не один день. Ну и, естественно, делаем какие-то выводы и рабочие заметки на будущее. Так же было и в этом случае. В один из последних выездов на голавля ловил Александр, а полный разбор рыбалки мы проводили сообща. Опуская все мелкие детали наших рассуждений, попробую провести логику анализа.

Река Уфа, конец сентября, вода низкая, чистая, холодная, погода на данный момент устойчивая — облачно, холодно, без осадков, но на подходе циклон с минусовыми температурами и заливным дождем и даже снегом. До прихода циклона около трех дней.

Итак, анализ первый и предварительный — погода. Практика показывает, что перед сменой погоды в худшую сторону, со значительным падением давления и затяжным дождем, часто бывает кратковременный жор — рыба отъедается перед вынужденным голоданием. Но большой вопрос — за сколько дней перед сменой погоды будет жировать рыба. Тут больше расчет на удачу, а примерный ориентир — 2—3 дня до смены. Александр попадал на рыбалку именно в этот промежуток, что обнадеживало.

Анализ второй — состояние воды. Вода оказалась низкой до неприличия и совершенно прозрачной. Трава уже вся опустилась, и дно просматривалось даже на трех метрах глубины. А то, что вода уже по-осеннему холодная, сразу подталкивало к мысли — голавль уже скатился в ямы. Что позже в основном и подтвердилось. Но какие бы предварительные выводы мы ни делали и насколько бы в них ни были уверены, все равно обязательно делаем контрольный облов везде и на все. Слишком часто рыба преподносит нам необъяснимые сюрпризы. Так же и на этой рыбалке Александр начал ловлю с облова всего подряд — с перекатов и постепенным сплавом на лодке к нижерасположенной яме, то есть поиск стоянки голавля «методом тыка». Способ облова простейший — якоримся и веером облавливаем вокруг, разными приманками и разными проводками. Далее поднимаем якорь и сплавляемся на десяток метров ниже. Вроде бы, простой и безошибочный способ, но облов места происходит в краткий промежуток времени, и не факт, что в данном месте голавль не начнет брать через час. Именно на это я и сделаю акцент в дальнейшем.

Итак, постепенно обловив мелкий участок реки и не обнаружив там голавля, Александр спускается в глубину. Яма здесь узкая, протяженная, глубиной до 3,5 метров. Расположена вдоль левого берега, а до середины реки от противоположного берега идет мель, на которой течение более быстрое — струя. С мели идет средней крутизны свал в глубину, где течение уже медленное. Логично, конечно, ставить лодку на свале и облавливать, забрасывая на течение, с выносом воблера в тиховодье. Тут возникает первая проблема — заглубление воблера. Пользуясь, например, метровым «44-ым», хорошо облавливать течение на мели и начало свала. Но с выходом воблера в глубину заглубления не хватает для проводки у дна. А по моим понятиям, в этих условиях голавля трудно поднять ото дна вполводы, как это легко происходит в активный летний период. Значит, вывод один — облавливать каждый участок воблерами с разным заглублением. По сути Александр это и делал — он просто ставил все воблеры подряд, с разным заглублением и формой тела, не забывая также и про «вращалки».

Начав ловлю в 12 часов дня, к облову глубины он приступил примерно в 16 часов. Первый проход ничего не дал. Ни одной поклевки! Но мы не привыкли отступать. Поднявшись вверх, он начал повторный облов. Время подходит к 8 часам вечера. На очередном участке, на выходе воблера со струи на свал, наконец-то приманку атакует голавль. Первенец в 600 грамм. Лично для меня это означает многое: есть один, значит, есть и еще. Александр начинает облов этого участка. Подобно многим рыбакам, он «логично» делает ставку на «осенний» тип воблера — минноу. В итоге ловит еще одного голавля на «коттусовский» Bill Minnow с заглублением до трех метров. Вроде бы, это подтверждение теории о лидерстве «минношек» осенью. Но все же явно чувствуется, что это не совсем то, что требуется. Слава Богу, мы стереотипам не подвержены, и Александр пробует все приманки подряд. И вот, поставив на очередной смене фет Bon Cot в 5 см длиной (это копия «Черри» от «Джаскалл»), он ловит подряд три голавля весом от 800 грамм до 1,2 кг.

Следом тишина. Это логично и объяснимо. Голавль насторожен. Александр делает следующую замену приманки и опять ставит воблер таких же пропорций. Это пузатый EQ 041SP 50 мм от «Страйк Про». И опять три голавля подряд с этого же места. Опять тишина и следующая смена — довольно объемный фет Obese Crank от River2Sea. Еще два голавля приличного размера. Результат очень неплохой для этого времени года. Голавль напуган, и больше клева нет. Александр логично рассуждает, что с поимкой первого голавля (21:00 ч.) начался вечерний клев. Значит, надо попробовать обловить всю яму снова — возможно, голавль стоит на всем ее протяжении. Он поднимается вверх и облавливает все с самого начала. Но везде пусто! И только спустившись до того же участка, он снова ловит голавля. Это знакомая и привычная картина — голавль стоит на ограниченном участке. Александр спускается ниже и, прочесав еще 50 метров свала, определяет, что голавль стоит всего лишь на 20—25 метрах реки. Поклевки происходят в основном на выходе воблера с мели на свал — на границу струи и тиховодья.

Так он ловит до самой темноты, постоянно меняя воблеры (работали только феты размером 50 мм!), и клев постепенно стихает. А ночью на мели начинается бешеное бултыхание рыбы разных размеров по всей реке. К большому сожалению, Александр ночью не ловил, что меня очень огорчило — вполне вероятно, что именно ночью трофейный голавль выходит на жор на мелкий перекат. Когда мы едем вдвоем, то обязательно ловим на разных местах и стараемся пользоваться разными приманками, а потом делаем сравнение-выводы на будущее. Эту ночь я бы никак не пропустил, но… Что поделать — в следующий раз.

Наступает утро, и еще в сумерках Александр спускается на вчерашнее место. Первый облов ничего не дал — пусто. Время к восьми часам утрам. Обратите внимание на время. И вот на вчерашнем участке начинается активнейшая игра голавля! Всплески рыбы всех размеров — от двушек до полкило. Александр чуть с ума не сошел, перебирая в экстренном порядке все приманки из своих коробок. И ничего! Ноль. Кто попадал в такую ситуацию, знает, каково это, когда перед вами во всей красе плещется рыба отличного размера и ни в какую не берет. Такое издевательство продолжалось с полчаса. Постепенно гладь воды успокоилась, и последовала первая поклевка. Опять сработали те же феты и такие же проводки. Со стиханием клева Александр пару раз проверял реку выше и ниже, обловил ближе к берегу глубину и мель у другого берега. Нет — голавль стоял как привязанный на одном двадцатиметровом участке. Это уже закон, и он нас не удивляет. Именно поэтому постоянно делаю упор на поиск голавля. Очень просто пройти мимо такого участка течения, длиной всего 5—6 метров, где стоит голавль. Поэтому необходимо подробное облавливание реки подряд, и вдобавок в разное время.

В итоге клев продолжался до обеда и постепенно затих. Проверка других мест ничего не дала — клев голавля явно зависел от времени суток. Вечерний — с 21:00 до темноты и утренний — с 09:00 до обеда. Возможно, был и ночной клев. К ночи, конечно, голавль смещается с дневных стоянок на мелкий перекат. А насколько интересна и результативна может быть там рыбалка, даже и не стоит говорить.

В сравнение и для общего понятия приведу статистику следующей рыбалки, через 10 дней на том же месте. Погода устоявшаяся и теплая — бабье лето. То есть погодные условия совершенно другие. Вода также совсем иная — после прошедших дождей был подъем уровня и помутнение, а к этой рыбалке вода упала до нормы и почти очистилась. Короче, все совсем иначе. Голавля на прежнем месте, конечно, не оказалось. Попадался он в разброс по всей реке. Размер, правда, приличный — от килограмма до 700 грамм. Но мало, и клев совершенно неопределенный. К сожалению, ловля была только один день — обстоятельства не позволили половить полноценно, и к ночи пришлось уехать. Но факт, что со сменой условий на том же месте ловля совершенно изменилась.

Итоги

Итак, какие можно сделать выводы? Во-первых, явно выраженное время клева — утро и вечер. Есть, конечно, небольшая вероятность, что Александр не попал в нужное время на дневные точки. Но утренняя игра голавля на месте ловли показала, что, скорее всего, он здесь стоит и в дневное время, но просто не берет. Так что, без сомнений, время ловли играло большую роль.

Второе — это приманки. Лично меня очень порадовало, что общепринятое мнение о переходе к осени на воблеры типа минноу совершенно не подтвердилось. Как раз наоборот — работали приманки именно формы «фет». Размер довольно немаленький для голавля — 50 мм. В «пузатой» форме это довольно объемный воблер. Жаль, что у Александра не оказалось фетов еще большего размера — возможно, последний также имел значение. Но суть в том, что нет каких-то четких рамок для типа воблера в определенный сезон. Минноу, фет или что-то другое — это покажет данная рыбалка. Можно лишь предполагать, вспоминая прошлые рыбалки в таких же примерно условиях.

Далее — игра воблеров. Тут такое замечание: первым делом, когда обнаружилось, что «выстрелили» немаленькие феты, я спросил у Александра, работали ли воблеры с активной игрой. Оказалось, что нет. Сразу начали разбирать, какова же была игра у рабочих воблеров. Выяснилось, что среднечастотная (ближе к мелкой) игра, неупористая и со средней (небольшой) активностью. А модели с более широкой, выраженной и мощной игрой не работали. Делайте соответствующие выводы… Одна «минношка», тем не менее, тоже сработала и принесла тройку голавлей. Минноу с выраженной собственной игрой. Его плюс — большое заглубление: воблер пробивал до самого дна в отличие от фетов с заглублением от полуметра до 1,5 м. Рабочая расцветка преобладала светлая, что вполне ожидаемо.

Ну и, наконец, место стоянки голавля. Глубина, но не дно ямы, а рядом на свале — на течении, в месте перехода с мели в глубину. Поклевки происходили стандартно — на выходе из струи. Проводка — снос. Никакой выраженной анимации. Перекаты-мель в дневное время не работали, но, возможно, ночью голавль там брал — по крайней мере, он там присутствовал, что показала его активная ночная игра. И, конечно, надо выделить активный клев перед сменой погоды — за 2—3 дня перед приходом циклона. Кстати, для сравнения с осенью, вспоминается первая рыбалка самой ранней весной, когда, по всем понятиям, голавль вообще не попадается на спиннинг. Еще даже первые травинки не позеленели, а я уже поймал первого голавля нормального размера — более килограмма. И не одного, конечно. Тогда сработал минноу со сравнительно широкой игрой, на самой вялой проводке. И вспоминая те рыбалки, признаю, что даже не попытался ловить на такого размера феты. А может, зря? Это о вреде стереотипов в рыбалке… Ну вот, пожалуй, и все. Думаю, это были последние рыбалки в этом году. Ждем следующую весну, а пока готовим зимние снасти. Всем удачи!

По материалам: uralfishing.ru

Картина дня

наверх